Меланхоличная драма в декорациях уставшего Петербурга.
Максим (Артем Яковлев) чувствует себя самым отверженным человеком в мире: его отец (Владимир Селезнев) давно ушел из семьи к другой женщине, а мать погрузилась в депрессию и страдания по счастливой жизни, которой у нее никогда не было. Волею случая Максим узнает о том, что отец и во втором браке вновь решил «пойти налево» — у него появилась молодая любовница по имени Аня (Дарья Екамасова). Молчаливая и немного угрюмая женщина-собачница, живущая в квартире с матерью-балериной (Татьяна Шаповалова). Максим переживает, что отец разрушит еще одну семью и оставит еще одного ребенка, маленькую Нину несчастной. Именно по этой причине герой решает избавиться от Ани самым радикальным способом.
Премьера режиссерского дебюта Алисы Ерохиной прошла на кинофестивале в Выборге, где традиционно собирают работы начинающих, но крайне перспективных российских кинематографистов. В свое время именно «Окно в Европу» дало старт карьерам Бориса Гуца («Смерть нам к лицу»), Кирилла Соколова («Папа, сдохни») и многим другим. По итогам смотра никаких больших наград «Накануне» не снискал, однако критики отметили игру Дарьи Екамасовой («Жила-была одна баба») специальной актерской премией. Фильм Ерохиной, как ни странно, во многом держится на сильных драматических перформансах — достойную конкуренцию Екамасовой составил Артем Яковлев, для которого роль в «Накануне» стала первой большой работой в кино.
И, несмотря на достаточно замысловатую завязку, «Накануне» частенько выглядит фильмом, которому нечего сказать: паузы в диалогах персонажей занимают лишний хронометраж, но никак не умы зрителей, метания главного героя по ночным улицам Петербурга быстро начинают надоедать, а некоторые сцены и вовсе обрываются на полуслове, оставляя после себя флер недосказанности. В этом плане можно сказать, что Ерохина дает зрителям большое пространство для фантазии, предоставляет выбор самостоятельно решить, что же гнетет персонажа Яковлева: чувство невыносимого одиночества, боль за будущее младшей сестры или банальный уход от решения проблем собственной жизни.
Максим мнит себя темным рыцарем, истинным героем Готэма, который в силах восстановить справедливость и наказать всех виновных. Проблема лишь в том, что его карающий взор направлен не на того врага — Аня слабо претендует на звание роковой разлучницы и вряд ли способна нести ответственность за решения взрослого мужчины. Как и Максим, она лишь жертва ситуации, имя которой нелюбовь — в первую очередь к самой себе. Финальное соприкосновение Ани и Максима не выглядит столкновением двух непримиримых врагов, гораздо больше эта сцена напоминает встречу двух одиночеств, которые внезапно смогли почувствовать и разделить боль друг друга.
В «Накануне» темы одиночества, отверженности и душевной пустоты переплетаются с ощущением тягучей тоски, невесомо присутствующей в каждом кадре. Возможно, именно по этой причине фильм Алисы Ерохиной выглядит как бесконечное хождение по мукам, конца и края которым явно не предвидится. Одно лишь хорошо — шаг к безвозвратной тьме так и не был сделан.