Трагическая, теплая и по-своему привлекательная лента о недопонимании внутри большой семьи. Артхаус в лучшем его проявлении – без излишней чернухи, без нравоучений и без заигрываний со зрителем
Спустя три года после гибели в автокатастрофе военного фотографа Изабель ее муж Джин совместно с бывшим коллегой-репортером намеревается выпустить большую памятную статью о жене. Однако колонка раскроет не самую приятную подробность гибели Изабель – авария не была несчастным случаем, женщина покончила с собой. Прежде чем газеты запустят кривотолки, Джин должен поговорить с младшим сыном Конрадом, который особенно тяжело принял смерть матери и не готов поверить в страшные подробности. Помочь сплотить семью пытается и старший сын Джина, недавно ставший отцом молодой профессор колледжа.
Традиционно фильмы, представленные на Каннском кинофестивале, добираются до отечественного проката лишь спустя многие месяцы. Вот и драма «Громче, чем бомбы» в кинотеатрах России появится только в ноябре, однако визит в Москву исполнительницы главной женской роли в картине Изабель Юппер позволил чуть раньше представить ленту российским зрителям, а затем и обсудить непростое произведение. «Громче, чем бомбы» – это образцово-показательное фестивальное кино: медитативное, но не заумное, эмоциональное, но не слезливое, визуально красивое, но не абстрактное. История, рассказанная режиссером Йоакимом Триером, понятна и многим в какой-то степени близка. Остается лишь посмотреть и сделать выводы.
В центре повествования находится нью-йоркская семья, отношения в которой надорвались после трагедии: младший сын замкнулся в себе, старший дистанцировался от родных, предпочитая собственный семейный очаг, отец не находит себе места в мире, где больше нет его супруги. И вроде бы нет никаких особенных причин отдаляться друг от друга, но мужчины семьи Рид просто физически не способны говорить друг с другом. Каждый из них замкнут на самого себя, а остальных считает странными, раздражающими, непонимающими. Заранее принимая друг друга в штыки, герои обречены жить в непонимании желаний и мыслей друг друга.
Знакомая ситуация? Еще бы. Но это лишь один слой сюжета, к нему подцеплен внушительный багаж прошлого Джина и Изабель. Страстно влюбленная в свою работу женщина в четырех домашних стенах чувствует себя ненужной, чужой, неживой. Ни бросивший ради семьи карьеру муж, ни два сына не могут остановить рискового фотографа, Изабель живет ради кадров для газетных передовиц, а не ради своей семьи. И это тоже знакомая история, в той или иной степени часто всплывающая в реальности. Но и это не все, сюжет делает ответвления в сторону вопросов о том, как долго нужно скорбеть о потере супруга, об измене и верности, об открытости и замкнутости. И это тоже своего рода «знак качества Канн» – кино нетривиальное, многогранное, многослойное и неоднозначное.
Главная заслуга здесь в первую очередь принадлежит, конечно, Йоакиму Триеру. Триер честно признается, что не может работать с чужими сценариями, а потому ему приходится еще и кропотливо работать над историей. Такое «сдвоенное авторство» придает фильму определенный «оттенок», видно, что режиссер Триер не во всем смог возобладать над сценаристом Триером, пары-тройки эпизодов вполне можно было избежать без ущерба для повествования. Но это придирки, в остальном работа Триера блестяща. Многочисленные долгие сверхкрупные планы, рваный монтаж и нелинейное повествование, диалоги, зачастую начинающиеся ниоткуда и ведущие в никуда, делают фильм «живым», а погружение в него неизбежным – «Громче, чем бомбы» затягивает и завораживает.
В дополнение к этому фильм порадует зрителя замечательными актерами. Габриэл Бирн на экране стал не самым частым гостем, умело чередующий блокбастеры и камерные драмы Джесси Айзенберг выступает в ленте самым прекрасным образом, особой высокой оценки заслуживает и дебютант Дэвин Друид, играющий Конрада. Блестящий состав, творящий удивительный, узнаваемый, трудный мир. Нельзя не отметить и Юппер, и пусть поклонники таланта французской актрисы не пугаются синопсиса, Изабель появляется в фильме много и часто.
Как и любая правильная драма, «Громче, чем бомбы» не дает готовых ответов на вопросы, не дарит рецепты решения проблем и не читает нотаций, но, как и положено, стимулирует разум и чувства. Мы слишком легкомысленно относимся к тому времени, что теряем в ссорах, упрямстве и бесконечной погоне за фантомами. Не лучше ли потратить пару часов на разговор по душам с близкими, родными и любимыми? Пока бомбы недопонимания не рванули.