Историческая китобойная драма, воссоздающая события начала 1820-х, по мотивам которых был написан «Моби Дик»
В 1820 году американское китобойное судно «Эссекс» вышло из Нантакета на охоту за китовым жиром. Командовали кораблем неопытный капитан Джордж Поллард-младший (Бенджамин Уокер) и отлично знающий свое дело первый помощник Оуэн Чейз (Крис Хемсворт). Презирая друг друга, мореплаватели надеялись как можно скорее выполнить план и навсегда распрощаться. Поэтому, когда они узнали, что посреди океана есть место, где киты так и кишат, Поллард и Чейз не раздумывая поплыли в указанном им направлении. Однако оказалось, что «пасущихся» китов охраняет гигантский белый кашалот, способный потопить не только шлюпку, но и целое судно.
Огромный белый кит и американские китобои – где мы видели это сочетание? Ну конечно же, в знаменитом романе Германа Мелвилла «Моби Дик», который, вполне вероятно, является лучшей книгой, когда-либо написанной в США. «Моби Дик» не рассказывает реальную историю, но он вдохновлен подлинными событиями, и одним из источников для Мелвилла была трагедия «Эссекса», потерявшего в море большую часть экипажа. Подчеркивая связь между «В сердце моря» и «Моби Диком», картина начинается с визита писателя к пожилому Томасу Никерсону, некогда служившему юнгой на китобойном судне, и тот во всех мрачных подробностях объясняет Мелвиллу, что случилось с «Эссексом» и его командой.
Можно понять, почему режиссер «Аполлона 13» Рон Ховард вместо экранизации «Моби Дика» создал фильм по мотивам реальной истории, положенной в основу книги. «Моби Дик» уже не раз переносился на экран, и для солидного голливудского режиссера куда интереснее снять кино на базе неизвестной зрителям истории, чем состязаться с классиками и современниками в адаптации романа из школьной программы. При этом «В сердце моря» затрагивает многие из тем, раскрытых Мелвиллом, и съемки такого фильма – одновременно создание зрелища и кино, заставляющего задуматься.
К сожалению, эта картина, задуманная еще в самом начале 2000-х, выходит после целого ряда лент, рассказывающих о выживании в открытом море после крушения (не будет спойлером сказать, что кашалот потопил «Эссекс», поскольку это не вымышленный сюжет, а подлинные события). «Жизнь Пи», «Не угаснет надежда», «Несломленный»… Во всех этих фильмах героям пришлось туго, и на фоне того, что они пережили, испытания персонажей «В сердце моря» не кажутся радикально отличными или принципиально более страшными. Если Ховард пытался уйти от привычного для зрителей материала, то ему это не удалось, и, честно говоря, лучше бы он экранизировал «Моби Дика», поскольку это более глубокое и сложное повествование.
Как это ни удивительно, начинается «В сердце моря» увлекательнее, чем завершается, поскольку первая половина фильма вводит зрителей в ныне почти забытый мир старинного китобойного промысла и раскрывает механику этого мира – отношения в семьях, отношения на судах, отношения в китобойных компаниях… Лучше всего фильм «работает», когда показывает, как жили китобои, как они трудились, как дружили и как конфликтовали. Голливудский бюджет позволил Ховарду воссоздать старинное китобойное судно и его команду с детальностью, невозможной в документальном кино, и за это ему большое спасибо от всех, кто интересуется историей. Можно только пожалеть, что посреди фильма все это пиршество ожившего прошлого сменяется драматичной и трагичной, но также банальной и предсказуемой летописью экстремального выживания на шлюпках в океане. Ведь все мы знаем, что бывает, когда единственным источником протеина на километры вокруг оказываются ваши спутники…
Конечно, даже самую тривиальную историю можно подать так, что зрители будут смотреть не отрываясь, но у Ховарда это не вполне получается. Никто из основных персонажей не вызывает такой симпатии, которая заставляет переживать за них зрителей, не ассоциирующих себя с американцами. Герой Хемсворта раздражающе идеален снаружи и внутри, персонаж Уокера так долго убеждает публику в своем злодействе, что его благородные поступки не меняют к нему отношения, а юнга-подросток оказывается беспомощным, ни на что не влияющим наблюдателем. Парадоксально, но факт – переживать за кашалота в фильме проще, чем за людей. Он ведь не акула из «Челюстей», а храбрый защитник своих сородичей от сухопутных убийц. И хотя картина это почти открыто признает, она ничего не делает, чтобы решить проблему, и потому смотрится далеко не так хорошо, как смотрелась бы, если бы публика сопереживала персонажам в шлюпках, а не под ними.
С 3 декабря в кино.