На выходе из кинозала после "Обещания" Шона Пенна многие говорили: "Правильно в Библии сказано: "Не клянись". Не клянись, это плохо кончается". Обращения к богу вызвал вроде бы обыкновенный триллер с Николсоном и убийствами, к тому же очень длинный. Ну, вышел коп на пенсию, ну, нарвался в последний день да прямо после отходной на растерзанного ребенка в лесу, в снегу. Ну, оказался единственным на все местные органы, кто отважился сообщить родителям и правильно с ними поговорить. Дал матери убитой девочки слово, что найдет убийцу, и начал его держать.
А потому что Пенн снял Фридриха Дюрренматта, который от Агаты Кристи отличается принципиально. Детективной интригой владеет, как семечками, но интрига – лишь общедоступный повод пофилософствовать. Понабрасывать варианты человеческого выживания, поприкидывать уровень их надежности, подыскать для этого уровня хоть какие-нибудь критерии. Тут и с Библией можно поспорить. И когда Дюрренматт выдумывал свою историю, он лучше многих знал, что в любом случае все и всегда кончается плохо – по принципу "все там будем". Его проблема не в том, как заканчивать, а как организовать максимально полное продолжение. Как не ограничиться "поели – можно и поспать, поспали – можно и поесть, пока кирпич на голову не упал", а как хранить все нажитое, без исключений. Клятвы в этом плане здорово дисциплинируют.
Вот и рассматривается Николсон в фильме со всеми своими рыбалками и поездками, покупкой бензоколонки, вживанием в местный быт, вступлением в лирику, варкой, жаркой, устройством качелей и чтением сказок на ночь. Он рассматривается не как коп, от вынужденного бездействия заболевший на всю голову, по мысли бывших коллег, а именно как здоровый вариант выживания. Обещание, ставшее смыслом жизни – это, видимо, сильный ход, если даже у старого дурака без дома и семьи жизнь постепенно подробно, со вкусом и умением выстроилась в линейку. Пенн это "строительство" снял почти медитативно, по-буддистски. Местами завидно и хочется ту же удочку в том же тумане у зеленого озера. Единственное, что слишком уж "политкорректно" по-голливудски Пенн провел "семейные ценности": мужем битая Райт, спустя некоторое время рыдающая от любви, слишком банальна для заданной степени медитации. Но в целом заданное просматривается. У человека, поставившего над собой большой и главный розыск, нашлось и все остальное: женщина, ребенок, уют, занятия, переживания и максимум удовольствия от каждого момента жизни.