Странный и слабый во всех отношениях китайский мультфильм о зверях, которые должны наладить машину, поддерживающую их остров над водой
В древние времена остров Гула, населенный разумными животными, начал погружаться в океан. Чтобы спасти свой дом, местные жители под предводительством мудрого обезьяна соорудили огромную и сложную машину, которая удерживает остров над водой, используя жар вулкана и энергию фруктов. С тех пор прошли сотни лет, и машина, поддерживаемая в порядке потомками обезьяна и их сотрудниками, исправно служила Гуле. Но внезапно остров вновь начинает тонуть, и глава компании, обслуживающей машину, поручает своему безалаберному наследнику Пинату и скромному механику Диггу разобраться в причинах сбоя.
В одной из самых странных сцен нового китайского мультфильма «Спасатели» главные герои попадают в подземную пещеру, где растут грибы-галлюциногены. Их последующие «глюки», кажется, наглядно описывают, как рождался этот странный мультфильм, вроде бы ориентированный на малышей, но посвященный корпоративной политике – точнее, ее печальным последствиям. Вроде того, что руководить опасным и потенциально сложным расследованием назначают парня, который в начале фильма думает только о девушках и деньгах и который почти ничего не знает о машине, обеспечивающей его семье многовековое процветание. Или того, что злодеем (внимание, спойлер!) оказывается персонаж, который обижен за то, что его верная служба не была должным образом отмечена и оплачена. Чтобы придумать такую историю и разместить ее в мире животных и на острове, который поддерживается на плаву чем-то вроде мыльных пузырьков, нужно было сильно злоупотребить чем-то незаконным.
Похоже, злоупотребляли авторы картины не только во время сочинения сценария, но и во время дизайна персонажей, которые все получились какими-то кривоватыми и неэстетичными. Достаточно сказать, что почти у всех них крошечные «поросячьи глазки», и смотрится это отталкивающе. Стоит ли говорить, что качество компьютерной графики весьма низкое – студия Pixar постеснялась бы такой картинки, даже когда делала свои первые шаги в мире CGI.
Поскольку в «глюках» можно найти странные образы, но не захватывающие сюжетные линии, «Спасатели» начинаются медлительно и продолжаются сумбурно. Чувствуется, что авторы фильма знают, чем хотят закончить картину, но теряются в догадках по поводу того, как до финала добраться. Чтобы потянуть время, они используют любимый прием слабых аниматоров – продолжительные музыкальные номера, причем в джазовом стиле, который бы больше подошел нуарному фильму для взрослых, чем мультику для самых маленьких зрителей. Злоупотребление, как и было сказано…
Когда «Спасатели» добредают-таки до финала в духе фильмов-катастроф, картина приободряется и в ней появляются драйв и увлекательность, ранее практически отсутствовавшие. Центральный персонаж Пинат переживает предписанное жанром духовное перерождение из эгоиста в героя и вместе с новыми друзьями сравнительно изобретательным образом останавливает злодея и спасает Гулу. Но что бы там ни говорилось по поводу того, что запоминается всегда последнее слово, неплохая концовка «Спасателей» не перечеркивает слабости ранних сцен. В частности, потому что концовка лишь «неплохая», а не по-настоящему вдохновенная.
Что еще есть в фильме? Необъяснимые странности вроде того, что один из героев живет со времени создания машины, хотя животные его вида не славятся удивительным долголетьем (вот если бы он был черепахой…), а для всех остальных персонажей то время – далекое, почти легендарное прошлое. И еще многочисленные гэги по поводу пускания ветров. Видимо, именно поэтому Дигга сделали упитанным свином – чтобы было кому обеспечить «реактивную тягу». Сразу видно высокий художественный класс!