Путь к величию редко бывает прямым и коротким, для большинства режиссеров он далек и бесконечно извилист, полон окрыляющих побед и разрушающих разочарований. Процесс создания фильма — занятие достаточно непредсказуемое, на него влияет множество разных факторов: от производственного бюджета до настроения продюсера. Именно по этой причине у таких титанов мира кино, как Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола, Ридли Скотт, Джордж Лукас, всегда были и, возможно, еще будут картины, о которых лучше не вспоминать. Издание Rolling Stone составило список 50 разочаровывающих картин от блестящих режиссеров. Рассказываем о некоторых из них поподробнее.
Экзистенциальная мелодрама «Фонтан» Даррена Аронофски — тот самый классический случай, когда режиссерский замысел пострадал от продюсерской жадности. Изначально бюджет картины должен был составлять 70 млн долларов, а на главные роли рассматривались Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Но в какой-то момент что-то пошло не так: бюджет сократили до 35 млн, основных актеров заменили, а самому Аронофски пришлось пойти на радикальные сокращения в сюжете, которые не лучшим образом повлияли на итоговый результат. Великий кинокритик Роджер Эберт считает, что зрители так и не увидели реальную версию «Фонтана». С момента премьеры прошло уже восемнадцать лет, но мы все еще надеемся на появление director’s cut.
Мастер простых человеческих историй Александр Пэйн не раз балансировал на грани комедии и драмы, чаще всего успешно, хотя кейсы с «Короче» и «Оставленными» оставили после себя много вопросов. При этом сатирическая комедия «Короче» для Пэйна долгое время была так называемым проектом мечты: получив долгожданное студийное финансирование на создание долгостроя, Пэйн, кажется, совсем забыл о самокритике. Несмотря на интригующий социально-политический концепт, «Короче» получилось удивительно громоздким кино, лишенным юмора и самоиронии.
Роман о древнем корабле пришельцев, обнаруженном на дне океана, — одно из самых известных произведений Майкла Крайтона. Неудивительно, что премьеру «Сферы» в 1998 году ждали абсолютно все — и критики, и простые зрители. Увы, ни впечатляющий актерский каст (Дастин Хоффман, Шэрон Стоун, Сэмюэл Л. Джексон), ни вдохновляющая история в основе сценария не смогли сделать «Сферу» новым «Парком Юрского периода». Будучи признанным мастером камерных драм, Барри Левинсон не смог совладать с большим коммерческим блокбастером.
В отличие от того же Барри Левинсона, сэр Ридли Скотт проявляет свои лучшие режиссерские качества, когда берется именно за масштабные картины, будь то захватывающий исторический эпик («Гладиатор»), космический хоррор («Чужой») или нуарная антиутопия («Бегущий по лезвию»). В 2006 году амбиции Ридли оказались слишком малы: «Хороший год» с Расселом Кроу в главной роли — открыточное кино с набором красивых видов, которое едва ли удовлетворяет званию романтической комедии.
В контексте обсуждения творчества Дэвида Финчера «Чужой 3» воспринимается как досадный, но неотвратимый провал, в значительной степени определивший дальнейший путь режиссера: больше он планки ради продюсеров не опускал. Важно понимать, что появление Финчера на съемочной площадке «Чужого» не особо поменяло общую ситуацию вокруг фильма, сценарий которого уже несколько раз переписывался. Студия буквально дышала ему в спину, мешая на каждом отдельном этапе производства и особенно во время финального монтажа. «Многие люди ненавидели “Чужой 3”, но никто не ненавидел его больше меня», — сказал Финчер в интервью в 2009 году.
Успех «Основного инстинкта» Пола Верховена спровоцировал целую волну эротических триллеров, большая часть из которых, как это часто бывает, не оправдывала своего существования («Цвет ночи», «Ножницы», «Щепка»). Почетное звание «худшего из худших» присуждается «Шлюхе» Уильяма Фридкина, которая не только значительно подмочила репутацию режиссера «Изгоняющего дьявола», но и поставила крест на карьере голливудского актера Дэвида Карузо. Впоследствии у Фридкина было еще много не самых удачных фильмов — чего стоят «Правила боя» с Томми Ли Джонсом и Сэмюэлом Л. Джексоном, — однако «Шлюха» была и остается тем дном, ниже которого опуститься просто невозможно.
Задолго до «Таксиста» и «Злых улиц» Мартин Скорсезе снял максимально дискомфортное кино, которое до сих пор слабо вписывается в его фильмографию. «Берта по прозвищу “Товарный вагон”» была, как отмечается в статье, сексуальным аналогом «Бонни и Клайда». Как и Финчер, Скорсезе подписался на фильм, будучи совсем «зеленым» режиссером. Любой смотревший «Берту» согласится, что продюсера Роджера Кормана, признанного «короля драйв-инов», в ней гораздо больше, чем самого Скорсезе. Последний, в свою очередь, делал все возможное, чтобы превзойти минимальный бюджет (600 тысяч долларов) и исходный материал, но потерпел поражение.
В 1955 году Александр МакКендрик снял великую черную комедию «Замочить старушку», повествующую о тщательно спланированном ограблении поезда, которому мешает настойчивая пожилая леди. В 2004-м братья Коэн решили повторить успех МакКендрика, сняв ремейк фильма с Томом Хэнксом в главной роли. Получилось, мягко говоря, не очень. «Игры джентльменов» — классическая перефразировка, меняющая лица и места, но во всем остальном буквально копирующая оригинал. Это, к слову, нисколько не помешало «Играм джентльменов» собрать приличную сумму в широком прокате. В отличие от «Большого Лебовски».
Первый приквел «Звездных войн» Джорджа Лукаса вызывает слишком много вопросов, а многие сюжетные решения до сих пор кажутся бессмысленными. Так ли нужно было девятилетнему Энакину Скайуокеру встречаться с Дартом Вейдером? И кто решил, что шутки Джа-Джа Бинкса были смешными? Почему рабовладелец с Татуина говорит с израильским акцентом? Меньше всего «Скрытая угроза» похожа на фильм, премьеру которого ждали долгих шестнадцать лет. К чести Джорджа Лукаса, каждый последующий приквел «Звездных войн» был лучше предыдущего. Но первый эпизод оставил трещину в сердцах многих фанатов.
После лихих 70-х, лучшего периода в карьере Фрэнсиса Форда Копполы, начались неоднозначные 80-е, принесшие с собой множество неприятных фиаско. В середине 90-х Копполе и вовсе пришлось выступить в роли «режиссера по найму»: снять проект не для души, а для зарплаты. «Джек» с Робином Уильямсом в главной роли — непримечательная фантастическая драмеди, главный герой которой растет значительно быстрее своих сверстников. И, несмотря на холодный прием критиков, фильм имел неплохой успех в прокате. Впрочем, с годами «Джека» все больше хочется отправить на самую дальнюю полку поп-культурной памяти — не столько из-за растраченного таланта Копполы, сколько ввиду участия скандального Билла Косби.
Вполне.
Даже первый эпизод ЗВ уже считается классикой.
Поэтому тут не со всем согласен.