Уже в этот четверг в российский прокат выходит «Гив ми либерти» — фильм, снятый в США российским режиссёром-эмигрантом Кириллом Михановским. В честь этого мы решили вспомнить другие примеры отечественных постановщиков, которые ставили кино за рубежом: от драйвовых экшенов Тимура Бекмамбетова до вдумчивого постдока Александра Сокурова.
После окончания работы над magnum opus своего советского периода творчества эпическим кинороманом «Сибириада», Андрей Кончаловский уехал работать в Голливуд — не столько даже по политическим причинам, сколько ради открывающихся там возможностей. В США Кончаловский снял 8 полнометражных фильмов — среди которых, например, культовый боевик «Танго и Кэш» с Куртом Расселом и Сильвестром Сталлоне — и один мини-сериал «Одиссей».
Но самой успешной американской работой Кончаловского можно считать «Поезд-беглец» — триллер о пассажирах поезда, который на огромной скорости и без машиниста несётся по заснеженной Аляске. Фильм, сценарий к которому изначально написал сам Акира Куросава (и сам же собирался снимать, но не срослось), не стал большим хитом в прокате, но собрал отличную критику и три номинации на «Оскар».
После успеха дилогии «Дозоров» Тимура Бекмамбетова, главного на тот момент экшен-режиссёра России, пригласили в Голливуд для работы над адаптацией комикса Wanted — адреналиновой истории о секретной организации киллеров. Вышедший в 2008-м «Особо опасен» со звёздами первой величины Анджелиной Джоли и Морганом Фрименом, а также начинающим (тогда ещё) Джеймсом МакЭвоем к комиксу в итоге имел довольно опосредованное отношение (за что фильм до сих пор частенько ругают), но сам по себе вышел, в общем, удачным.
Снятый с приятной долей визуального пижонства, не стесняющийся быть глуповатым и чрезмерным, «Особо опасен» до сих пор смотрится выразительнее и попросту веселее многих современных голливудских боевиков. А сцены с закручиванием пуль по дуге до сих пор вспоминают как хороший пример того, что эффектное в экшене всегда должно быть выше логичного.
После «Особо опасен» Бекмамбетов снял в Голливуде весёленький мэш-ап «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и не слишком удачный (и не очень-то нужный) ремейк «Бен-Гура». Последняя на данный момент режиссёрская работа Тимура, скринлайф-триллер «Профайл», впрочем, тоже снят не без участия американских денег — очевидно, имя Бекмамбетова на Западе до сих пор имеет вес и признание.
В отличие от многих соотечественников, которые переезжали на Запад уже после работы в России, Вадим Перельман начал свою карьеру сразу в Голливуде. Его дебютный «Дом из песка и тумана» с оскароносными Беном Кингсли и Дженнифер Коннели — драма о женщине, из-за бюрократической ошибки выселенной из родного дома, за который теперь придётся бороться с холодной конъюнктурой.
Фильм, обнажающий тёмную сторону «американской мечты» и говорящий на темы, понятные любым эмигрантам (за их репрезентацию здесь отвечает герой Бена Кингсли), получил очень хорошую критику и три номинации на «Оскар» — за саундтрек, а также лучшую мужскую и второстепенную женскую роль (Кингсли и иранская актриса Шоре Агдашлу соответственно).
После этого Перельман снял ещё один полнометражный фильм в Голливуде — куда менее успешный триллер «Мгновения жизни» с Умой Турман, — а затем вернулся в Россию, где поставил сериалы «Измены» и «Пепел», а также драму «Купи меня».
Сергей Бодров-старший на протяжении карьеры периодически и систематически снимает кино за рубежом — ещё в 1999 году вышла его американская сентиментальная драма «Бегущий свободным», в 2001-м — французско-британский «Давай сделаем это по-быстрому» с Машковым и Дженнифер Джейсон Ли в главных ролях, наконец, в 2014-м — фэнтези «Седьмой сын» с Беном Барнсом, Джеффом Бриджесом, Джулианной Мур и Алисией Викандер. Ни один из этих фильмов, впрочем, особого успеха не снискал — всё-таки на родине у двукратного номинанта на «Оскар» Бодрова снимать получается куда лучше.
Для нашего списка мы выбрали, пожалуй, самую удачную «зарубежную» работу режиссёра — иносказательную драму «Медвежий поцелуй» о цирковом медведе, вдруг превратившемся в человека. Сценарий к этой европейской копродукции помогал писать сам Терренс Малик, а сын постановщика, Сергей Бодров-младший, сыграл здесь свою последнюю роль — того самого медведя, принявшего людской облик.
Возможно, самый почитаемый на Западе современный российский режиссёр Андрей Звягинцев, как ни странно, снимал за границей лишь однажды, и всего лишь короткометражную работу. «Апокриф» создавался как часть альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя», в котором режиссёры из разных стран снимали свои новеллы в пейзажах Большого Яблока.
Новелла Звягинцева — про молодого парня, который на подаренную отцом видеокамеру завороженно снимает город, пока совершенно случайно не фиксирует историю двух влюблённых на закате их отношений. Меланхоличный фильм, практически бессловесный и тесно связанный с поэтикой Иосифа Бродского (который в период эмиграции как раз жил в Нью-Йорке), не нашёл, к сожалению, отклика у фокус-группы альманаха — в «Нью-Йорк, я люблю тебя» он так и не попал.
Советский режиссёр Отар Иоселиани, создатель великолепного «Жил певчий дрозд» и «Листопада», не пользовался большой популярностью у власти — его фильмы, как и в случае с другим советским классиком, Сергеем Параджановым, не допускали до кинотеатров: они распространялись лишь в киноклубах. В конце концов, получив предложение из Франции, Иоселиани уехал туда и снял «Фаворитов луны» — абсурдную киномозаику, где пространство и время отрицаются и подчиняются лишь свободному полёту авторской мысли.
После окончания работы над «Фаворитами» Иоселиани вернулся в СССР, но через четыре года снова уехал во Францию, где снимает кино по сих пор — последняя его картина, «Зимняя песня», вышла всего три года назад.
Слава Цукерман, режиссёр с далеко не самым громким именем, начал снимать кино в СССР ещё в 70-х — тогда вышла его телевизионная картина «Водевиль про водевиль» с Леонидом Броневым. Позже он эмигрировал в Израиль, а оттуда — в США, там-то он и снял единственную важную работу в своей карьере: отвязный панковский манифест «Жидкое небо» про инопланетян, познающих радости секса, наркотиков и рок-н-ролла. По сути, это «Как разговаривать с девушками на вечеринках» за 25 лет до того, как их написал Нил Гейман, — культовый авангард, на котором выросло не одно поколение ребят в коже с заклёпками и с цветными ирокезами.
Один из важнейших российских режиссёров современности Александр Сокуров (а может, и самый важный) — постоянный участник западных кинофестивалей, в любви к которому признавались многие заокеанские авторы (как самый яркий пример — Алехандро Иньярриту). Но, как ни странно, работал за границей Сокуров лишь однажды — над «Франкофонией», великолепной смесью документального и игрового кино, рассказывающей о судьбе экспонатов Лувра в период немецкой оккупации.
Снимать фильм режиссёра позвал сам легендарный музей и, конечно, сделал идеальный выбор. Сокуров остаётся тонким, даже разговаривая со зрителем напрямую, с лёгкой иронией говорит даже о самых тяжёлых вещах, мешает монтажный монолог с вербальным, создавая кино абсолютно живое, как будто бы импровизированное, но при этом, очевидно, идеально выверенное в каждом кадре и мысли.