Совсем не веселая драма людей, внезапно ощущающих, что их жизнь превратилась в череду унылых ритуалов, которые даже секс не способен растормошить
Совсем не веселая драма людей, внезапно ощущающих, что их жизнь превратилась в череду унылых ритуалов, которые даже секс не способен растормошить.
Затюканный офисный клерк Адам полностью утратил интерес к жизни: на работе достают глупые клиенты, дома пилит жена Айрис, повзрослевший сын считаете отца никчемным. Даже ежегодные свингер-выходные в загородном клубе перестали привлекать – на них раз за разом приезжает все та же компания уставших от жизни, забитых проблемами и недовольных собой и окружающими старых знакомых. Однако все меняется, когда однажды в «притертый коллектив» вливается молодая очаровательная Патриция. Адам чувствует, как его переполняют чувства к девушке, он снова ощущает себя молодым и переполненным идеями и мечтами, но свингер-клуб не то место, где стоит говорить о своей влюбленности.
О датском кино средний российский зритель не знает практически ничего. Даже те, кто отличает актера Мадса Миккельсена от его брата Ларса, кто знает имена Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга, понимают, что все эти люди давно «принадлежат» Голливуду или более энергичным в плане съемок кино европейским странам, а их датское происхождение остается лишь строкой в Википедии. Тем временем кинематограф в Копенгагене и окрестностях живет весьма бурной жизнью: Дания регулярно не просто отправляет свои картины на «Оскар», но и входит в число номинантов в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшее игровое короткометражное кино». Драмеди «Свингер», конечно, не та лента, что стоит направлять киноакадемикам в надежде на победу (хотя фильм и был представлен на Берлиналле), но вполне себе возможность познакомиться с любопытным примером современного скандинавского искусства, как обычно несколько непривычного и вызывающего.
С определением жанра как драмеди мы ничуть не ошиблись, «Свингера» называть чистой комедией как минимум глупо – трагизма и грусти в картине много больше, чем искрометных шуток или уморительных гэгов. Да и нацелена лента вовсе не на то, чтобы развлечь зрителя и заставить его покраснеть от пикантных сцен, кино в большей степени исследует те темы, о которых на веселых вечеринках, изобилующих алкоголем и предвещающих новые сексуальные приключения, говорить не принято, оно об утрате вкуса жизни, о том, как улетучиваются мечты, о невозможности быть свободным, но лишь потому, что ты сам ставишь для себя ограничения, препоны и запрещающие знаки.
Пожалуй, для наиболее красочного описания встречи желания освободиться от пут и системы давно выстроенных запретов не придумаешь лучшей системы координат, чем секс – эта часть жизни и без того закрыта и табуирована, а перенос ее на экран и вовсе сулит автору множество проблем, легко перешагнуть ту грань, что отделяет творчество от пошлости. Нужно отдать дань уважения, режиссер Миккель Мюнх-Фальс даже в самых откровенных сценах деликатен и чуточку застенчив, но в его задачи и не входит демонстрация разнузданных соитий, ему интереснее показать людей, которые даже внутри сообщества, ищущего сексуальной свободы, умудряются все регламентировать и расставить по сословиям. Вечеринка якобы равноправная, но в ней явно чувствуется, кто есть кто в социальной иерархии. Секс должен быть свободным, но для участников существует целый свод правил, да и сами они не особенно счастливы подобной возможности открытой измены.
Появление в таком «болоте» юной красавицы не может не навести шороха – кто-то чувствует влюбленность, кому-то кровь ударяет в некогда дряблые органы, – но сильнее всего неприступная красотка бьет по основам мироустройства героев фильма. Адам и его приятели вдруг чувствуют, что они сами себе разрушили жизнь, отказавшись от маленьких радостей и больших приключений, забыв то, за что они полюбили своих будущих жен, вычеркнув постепенно из своего обихода все то, что делало их счастливыми в молодости и юности. И секс здесь по большому счету не при чем, важнее вместе прокатиться на коньках, посидеть в кафе или посмотреть на фейерверки из окна маленькой квартирки.
Но беда в том, что от фильма, подобного «Свингеру», зритель ждет совсем иного, и даже трейлер легко может ввести в заблуждение. Для смеха в фильме нет ни малейших причин, наоборот, едва ли не каждая сцена полна драматизма, а в случае с героиней, отчаянно мечтающей забеременеть, и вовсе щемит сердце. Лента живет своей жизнью, при всех очевидных плюсах она словно потеряна и забыта, снята неправильными людьми в неправильное время не для тех людей. И поэтому сложно ожидать успеха ленты у зрителей, она просто неверно ориентирована – но кто мы такие, чтобы учить датчан верно определять аудиторию своих картин?
«Свингер» в финале использует довольно красивую метафору, когда главный герой говорит о том, что его жизнь стала напоминать сувенир «стеклянный шар со снегом» – пока ее основательно не встряхнешь, в ней ничего не происходит. Точно так же могут оценивать свои будни многие из нас, но не стоит забывать, что шар этот лежит в наших собственных руках и трясти его только наша прерогатива.
С 16 ноября в кино.