Есть в Голливуде такая «каста» режиссеров, творческие планы которых вызывают у публики интерес едва ли не больший, чем результаты их трудов. Квентин Тарантино – едва ли не первый в этой компании
Строго говоря, утечка информации о том, что Квентин Тарантино общается с Джей Джей Абрамсом на предмет совместной работы над продолжением полнометражной линейки «Звездного пути», возможно, взбудоражила бы исключительно самых заядлых фанатов франшизы, если бы не рамки и ограничения, которые для самого себя поставил режиссер. Культовый автор «Бешеных псов» и «Криминального чтива» неоднократно заявлял, что намерен снять только десять картин, а затем уйти на покой – так вот, «Омерзительная восьмерка» была восьмым фильмом, проект о Мэнсоне станет девятым, а «Звездный путь» вполне может оказаться лебединой песней постановщика. Совсем иной оборот в таком случае принимает новость! Конечно, Тарантино вполне может забрать свои слова назад, проект может не состояться, а песнь превратиться в мучительный стон, но, согласитесь, новость с любой точки зрения неординарная.
Чтобы оценить возможность грядущего союза, стоит оценить возможности и потребности обеих сторон, и здесь нас ждет много интересных деталей. С фильмами все довольно очевидно – перезапуск «Стартрека» Абрамсу более чем удался, картина 2009 года неплохо показала себя в прокате, была заслуженно отмечена критиками и даже получила «Оскар», но с двумя продолжениями развить успех не удалось: «Возмездие» прыжка вперед не совершило, а «Бесконечность» и вовсе потянула франшизу вниз. В этой ситуации Абрамс принял здравое решение притормозить с крупнобюджетной экспансией на большие экраны и бросить силы на обновленный телепроект «Звездный путь: Дискавери». Хотя формально все продолжают сохранять натянутые улыбки, даже детям очевидно, что «Стартреку» необходим масштабный скачок вперед, возможно, даже перезагрузка, но без смены съемочной команды сделать это будет крайне трудно, тем более что Джастин Лин, постановщик третьей картины серии, с головой погружен в «Форсажи».
В свою очередь, Тарантино на старости лет остался без дома и без привычных покровителей – сколько бы СМИ ни говорили о харасменте в отношении актрис, наиболее чувствительно пострадавшим в истории с Харви Вайнштеном (кроме, разумеется, самого «ловеласа») оказался именно Квентин. Нет, его никто не домогался (нам, по крайней мере, ничего об этом неизвестно), но братья Вайнштейн Тарантино открыли, «приютили» и служили для режиссера тем фундаментом, на котором неугомонный экспериментатор мог творить в свое удовольствие. Сейчас, дабы избежать репутационных потерь, постановщик вынужден бежать из «отчего дома», и следующая картина будет сниматься уже при поддержке Sony, а это, знаете ли, уже не совсем независимое и авторское кино, здесь возможны трения и даже конфликты. Не исключено, что, лишившись покровителей и привычной свободы, Квентин устремится туда, где ему эту свободу гарантируют, – почему бы и не в компанию Абрамса?
Свобода и творческие запросы Тарантино, впрочем, отдельная история – и ее нелишним будет вспомнить в контексте присоединения к уже действующей франшизе. Дело в том, что режиссер уже несколько раз пытался вскочить на подножку чужого экспресса, но всякий раз оказывался за бортом. Наиболее показательной была история с «бондианой», в которую Квентин планировал влиться в конце 1990-х – тогда Тарантино претендовал на то, чтобы выступить постановщиком «Казино “Рояль”», но его сценарий не удовлетворил продюсеров Барбару Брокколи и Майкла Уилсона, на что разъяренный автор закатил истерику и пригрозил отсудить права на экранизацию книг Йена Флеминга. Война юристов закончилась полной капитуляцией Тарантино, а заодно отвратила массу других кинопроизводителей от строптивого режиссера.
Сейчас Квентин остепенился и даже несколько обрюзг – уже не эпатирует высказываниями и не дает нелицеприятных оценок работам коллег. Но стал ли он более управляемым в случае необходимости? Готов ли к компромиссам? Способен ли к диалогу? Похоже, Джей Джей Абрамс знает Тарантино лучше нас и имеет к нему какие-то подходы, а может, продюсер франшизы пока только присматривается – Квентин все равно сейчас в большей мере увлечен своим фильмом о Чарльзе Мэнсоне, так почему бы не обсудить перспективы «Звездного пути» за чашкой кофе и в непринужденной беседе?
Хотя нужна ли такая разведка? Отношение Квентина Тарантино к «Звездному пути» поклонникам серии и режиссера давно известно – неоднократно режиссер в своих интервью упоминал, что «Стартрек» ему ближе «Звездных войн», что он рос под неусыпным надзором Уильяма Шетнера в телевизоре, что пересматривать предпочитает классические эпизоды, а не «Новое поколение». Известны даже любимые серии Тарантино – оба наиболее высоко оцененных эпизода сериала связаны с путешествиями во времени и непростым моральным выбором героев, когда нужно позволить умереть хорошему человеку, а злодею, наоборот, оставить жизнь, чтобы не нарушить ход истории.
Любопытно, что именно от «временных парадоксов» постарались уйти авторы идущего сейчас в телеэфире «Стартрека: Дискавери», но вполне вероятно, что сюжетная встряска – это именно то, что необходимо франшизе. В свое время полнометражные картины вселенной «Звездного пути» постепенно утратили привлекательность даже для самых преданных поклонников, и оживить их смог именно Абрамс, вдохнувший жизнь десятком новых идей. Сейчас «Стартреку» тоже нужны новые идеи, и их носителем может стать такой увлеченный и неординарный человек, как Квентин Тарантино. Тем более что и здесь стремления двух сторон сходятся – по слухам, сюжет нового, четвертого фильма должен был свести вместе капитана Кирка Криса Пайна с его погибшим отцом, роль которого в первой картине исполнил Крис Хемсворт. Вот вам и столь привлекательная для Тарантино идея с путешествием во времени.
Единственное, что сейчас стоит на пути у счастливого воплощения смелых идей о реанимации «Звездного пути», – время. «Стартрек 4» был запланирован студией Paramount к выходу летом 2019 года, но сложно себе представить, что столь глобальная перестройка, написание нового сценария, его утверждение и приглашение на должность режиссера Квентина Тарантино успешно уложатся в оставшиеся полтора года. Да и о новой картине постановщика не нужно забывать, ее релиз тоже запланирован на 2019-й. Так что, судя по всему, ждать нового запуска «Энтерпрайза» придется до 2021 года в лучшем случае, а к тому времени, как известно, неотвратимое может произойти и с ишаком, и с падишахом. Но верить в лучшее все же приятнее.