Французское кино о восхитительном Париже 1960-х, его жителях и его настроениях, снятое отличным режиссером и разыгранное великолепными актерами, – что еще нужно зрителю?
1967 год. Воодушевленный речами Мао французский режиссер Жан-Люк Годар ставит свою новую картину «Китаянка», которая, к его сожалению, не получает высокой оценки ни в коммунистическом Китае, ни на родине во Франции. Зато на съемках Годар влюбляется в юную актрису Анн Вяземски, и та отвечает маэстро взаимностью. Кажется, что окрыленный новыми чувствами художник начнет творить с утроенной энергией, но в Париж приходит опьяняющий революционным воздухом перемен май 1968-го, и Годар с головой окунается в мир шествий и стачек, демонстраций и митингов, столкновений с полицией и публичных нонконформистских выступлений. Режиссер даже выступает с инициативой революционного изменения кинематографа, планируя сделать кино рупором политических лидеров. В пылу борьбы страсть к женщине, делавшей его счастливым, разменивается на мелочи и постепенно улетучивается, а вместе с ней в воздухе растворяется волшебство ранних лент Годара.
Когда-нибудь французы, а может, даже Голливуд обязательно снимут большой красивый сериал о жизни Жан-Люка Годара, блестящего режиссера, философа, конструктивиста, в свои 86 лет продолжающего снимать и с огромной живостью воспринимающего изменения, происходящие с окружающим миром. Годар заслуживает глубокого, наверное, даже многосерийного погружения в прошлое – режиссер начинал еще в 1950-е, снимал ленты, кажется, во всех возможных жанрах, создавал картины, ставшие поистине народными, и глубокомысленные высказывания, над которыми ломают голову крупнейшие искусствоведы и культурологи, он стоял в рядах революционных демонстрантов и лежал в психиатрической лечебнице, грозил Каннскому фестивалю закрытием и получал на его сцене призы, вел богемный образ жизни и легко общался с обычными зрителями или политическими оппонентами.
Возможно ли в одной картине охватить все аспекты жизни плодовитого художника, не говоря уж о тщательном разборе его художественных приемов, кинематографических находок и режиссерских решений? Разумеется, нет. Поэтому новую картину Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар» не стоит воспринимать как байопик, да и от анализа творчества лента далека, но между тем у автора великолепного «Артиста» получилось кино, выдающееся во многих смыслах, очень смелое, легкое, трогательное и говорящее о Годаре (или, точнее, о скромном периоде его жизни в конце 1960-х) больше любых биографических статей и книг. Зритель видит в «Молодом Годаре» не режиссера даже, а человека, окунувшегося в водоворот политики, демонстраций, революций и любви.
Как ни странно, Хазанавичус почти не показывает Годара за работой, кроме открывающей фильм сцены, мы не видим главного героя возле камеры. И связано это не только с шутливым оправданием автора фильма, мол, возьмись он показывать съемочную площадку, пришлось бы набирать слишком много актеров, похожих на звезд кино того времени. В гораздо большей степени Хазанавичус делает ставку на Годара-политика, на Годара-общественника, на Годара-социалиста и Годара-человека. Отсюда множество сцен протестной деятельности, выступлений режиссера перед парижанами, бурные дискуссии внутри творческой интеллигенции, а все свое свободное время экранный Жан-Люк проводит в постели с Анн, пусть и обсуждая кино и политику.
Отношения между Годаром и Вяземски – центральный сюжет картины, год их бурного романа показан очень живо. Да, Анн была супругой режиссера до 1979 года, но даже сама она в своих воспоминаниях пишет о том, что после 1968 года чувства между супругами стали угасать. В «Молодом Годаре» нам посчастливилось видеть, как страсть вспыхивает и накаляется до предела – супруги трогательно поддерживают друг друга, ревнуют, пытаются соблазнить или удивить любимого человека. Поразительно, но революционную ситуацию в Париже 1968-го Хазанавичус показывает в комедийном ключе – его Годар постоянно нелепо теряет свои знаменитые очки, герои много шутят и разыгрывают окружающих, даже серьезная тема реконструкции Канн превращается в забавный балаган. Все это дает фильму необходимый воздух, а героев делает живыми людьми, а не иллюстрациями справочника.
Отдельно стоит упомянуть то, что Хазанавичус своим фильмом еще и прошелся по стилю Годара, но сделал это любя и с большой долей уважения. Поклонникам великого режиссера будет приятно увидеть фирменную разбивку повествования на главы с остроумными названиями, вас точно заставит улыбнуться диалог о наготе в кадре, без которой фильмы Годара немыслимы, невозможно не узнать игру с цветом и негативом, активно использовавшуюся постановщиком, – это не учебник и не анализ, но игра, в которую зритель активно включен. Как включен любой, кто начинает смотреть «Молодого Годара», в историю Франции, неразрывно связанную с культурой вообще и кинематографом в частности.
Поговаривают, что сам Жан-Люк Годар идею снять о нем фильм воспринял скептически и назвал ее глупой. Что же, легендарный мастер наверняка знает, о чем говорит, но зритель заслуживает фильмов, подобных этому, – с легкостью и воздушностью направляющих зрителя по сложному пути понимания философии и истории, разгадки таланта и вдохновения, восприятия ветра перемен в обществе и личной жизни. «Молодой Годар» – не биография отдельного человека и даже не история влюбленной пары, это кино об эпохе и людях в ней и вне ее. Многообразное и объемное кино, ровно такое, каким его делал и делает сам Годар.
С 16 ноября в кино.