![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Довольно впечатляющий приключенческий боевик для подростков, в котором, несмотря на намеки промокампании, вообще нет фэнтези
Мифы и легенды о подвигах Геракла (Дуэйн Джонсон), сына самого Зевса, знает вся Греция, но насколько они соответствуют правде, знает только Иолай, племянник Геракла, сочиняющий небылицы о своем дяде чуть ли не на ходу. На деле же Геракл – могучий, но отнюдь не неуязвимый наемник, колесящий по стране вместе с группой верных приспешников в поисках заработка. Очередным его нанимателем становится фракийский царь Котис (Джон Херт), земли которого разоряет злобный бунтарь Резус со своим несметным войском, в котором, по слухам, нашлось место даже кентаврам.
Бретт Рэтнер – живое воплощение холодного голливудского ремесленничества, феноменально посредственный режиссер, который, принимаясь за очередной проект, как кажется, больше всего боится сделать что-нибудь не так. Он никогда не рискует и срезает углы до тех пор, пока фильмы под его руководством не превращаются в бесформенное желе – и вроде придраться не к чему, а глаза слипаются сами собой. Даже в абсолютно отмороженном альманахе киноглупости «Муви 43» у Рэтнера был самый «безопасный» сегмент – про схватку Джонни Ноксвиля и Шона Уильяма Скотта (тут даже выбор актеров «говорящий», мол, это же знатные отморозки) с недружелюбным лепреконом с лицом Джерарда Батлера.
Так вот, «Геракл» – это тот случай, когда «нирыбанимясность» Рэтнера в кои-то веки пришлась ко двору, во второй раз в его карьере. Раньше такое случилось 16 лет назад, в «Часе пик», и это во многом символично, потому что нынешний Дуэйн «Скала» Джонсон – это, по сути, Джеки Чан западного мира. Большой улыбчивый добряк, который помогает, наставляет, подает пример – вы посмотрите хотя бы его Facebook, где он то обнимается с фанатками (ничего «такого» при этом даже в голову не приходит!), то пишет, как его вдохновляют инвалиды, то постит фоточки, на которых в перерывах между съемками как раз «Геракла» в полном боевом облачении играет в «ладушки» с очаровательной трехлетней девочкой.
Скала, хотите вы этого или нет, сейчас – идеальная ролевая модель для подростков, и «Геракл» во многом идеальное «ролевое кино», которое прямым текстом, без заумных метафор и хитрого символизма, сообщает простые, очевидные, но не факт что примитивные вещи. Что человек сам творит свою судьбу. Что на богов надейся, а сам не плошай. Что сильный должен защищать слабого. Что свои ошибки надо исправлять. Что мы в ответе за тех, кого приручили. При этом в «Геракле» вообще не чувствуется желания как-то «втюхать» эти прописные истины, Рэтнер для этого режиссер слишком бесхитростный и прямолинейный (это не только проклятие, но в каких-то случаях, оказывается, и дар). А оттого и воспринимаются они на удивление благосклонно, даже если вам уже давно не тринадцать лет.
К слову, для своего возрастного рейтинга PG-13 «Геракл» довольно кровав и брутален – то есть чисто внешне грань между ним и, например, приснопамятным «Конаном» с Джейсоном Момоа довольно зыбкая. При этом фильм по самую маковку забит прекрасным экшеном, да и актеров Рэтнер подобрал на редкость харизматичных – пусть даже в большинстве своем им приходится играть не персонажей, а ходячие функции. Особенно в этом плане выделяется трэшево жеманный Джозеф Файнс, который появляется всего в паре сцен и дико контрастирует со всем, что его окружает, но все-таки «вытаскивает» роль, делает своего героя запоминающимся.
Единственное, что может серьезно подпортить «Гераклу» карму, – это его рекламная кампания, которая пытается «продавать» фильм как фэнтези-эпик, которым фильм ни в коем случае не является. Обещанные двенадцать подвигов Геракла нам проговаривает скороговоркой в первые пять минут фильма подвешенный над колом Иолай (и все эти сцены – с Гидрой, кабаном и львом – мы видели в трейлерах), а дальше начинается кино совершенно приземленное и (до известной степени) реалистичное, где кентавры оказываются обычными всадниками, а трехголовый цербер – троицей волков. В принципе, ничего страшного в этом нет, но среди людей, которые придут в кинотеатр на одно кино, а посмотрят совершенно другое, наверняка будет много недовольных.