Многозальники -- хорошо. Блокбастеры -- еще лучше. Но представьте себе, что настанет момент, когда во всех залах вновь открывшейся "Праги" будут идти "Человек-паук", "Человек-паук 2", "Человек-паук 3", "Человек-паук 4" и так далее со всеми остановками. Так и зритель по стенке заползает, не один Тоби Магуайр. При этом проблема не в том, что в летнем блокбастере-сиквеле пауков слишком много...
Если к живности этой относиться лояльно, наоборот, хотелось бы, чтобы на сей раз ее было больше и была она краше прежнего. Увы, "больше и краше" не показалось и сквозь плотную завесу спонсорского спиртного на открытии многозальника.
Сиквел снят под копирку, и его сюжетная схема полностью повторяет схему оригинала. Только настроение переменилось. В первой серии "Человека-паука" все вертелось вокруг того, "как им быть", во второй – вокруг "как им не быть". То есть всем хочется все и сразу, но при этом человеку – человеково (любовь, семья, страх, легкомыслие, равнодушие), а супермену – суперменово (бесчувствие, одиночество, ответственность, бескорыстие, безотказность). Настроение даже поинтересней, и комикс – нормальное средство его публикации. Например, происходит временная потеря Тоби Магуайром своих суперменских способностей. Паутина вдруг перестает струиться из запястий, и он пару раз приземляется прямо на пятую точку. Потом выбрасывает костюмчик. Это наглядно, и публикация в принципе намечается, так как антураж разработан. Пока Человек-паук все бегал, бегал и бегал, добрую старую тетушку после гибели дядюшки выселяют из дома, лучший друг – по совместительству сын погибшего злодея Уиллема Дефо – начинает любой ценой мстить губителю отца, не подозревая, что это и есть Человек-паук, а издатель газеты совсем обнаглел и метит в свекоры Кирстен Данст. Антураж в сиквеле достаточно компактен – благодаря оригиналу ничего не надо объяснять – и вполне мог бы сделать его зрелищнее. Душевные муки никому не мешают, если оставляют место для телесных подвигов.
Увы, настроение на корню обесценивается квадратно-гнездовой торфоперегнойной схемой. Опять долгая "экспозиция". Как в оригинале Человек-паук долго терпел издевательства одноклассников, так в сиквеле его долго увольняют со всех работ. Затем короткий "экскурс" в будущую интригу. Как в оригинале хороший ученый Уиллем Дефо ставил эксперимент на себе, и он плохо кончался, так теперь его ставит хороший Альфред Молина, и он тоже плохо кончается. Отличие только в том, что теперь экспериментаторство окрашено "любовью" (во время навернувшегося "ядерного синтеза" погибла любимая жена). Далее – "первое проявление" суперменских способностей Человека-паука. Весь в паутине, весь в бычках, огородами, огородами… Отличие – если в первой серии все было действительно впервые и прикольно, то во второй погоня за бандюками как чистое подтверждение паучьей квалификации совершенно не смотрится "спецэффектом", идет впроброс. И снова ждешь, "когда же что-то будет".
Но даже когда интрига пошла, все равно все повторно. Человек-паук, естественно, столкнулся с переродившимся в монстра Альфредом Молиной, Кирстен Данст снова вперлась в самый неподходящий момент, а сама кульминация – снова поезд надземки, мчащийся прямо в пропасть. В первой серии падал вагончик фуникулера. Так что остается рассматривать только различия вагончиков, и долгое ожидание только отягощается разборками Тоби Магуайра с Кирстен Данст или заявкой на его будущие отношения с носатой дочкой еврейского домохозяина (что само по себе неплохо, но так же предсказуемо, как будущая вражда с лучшим другом была предсказуема в первой серии). Ну, не тянут все эти артисты на "отношения", когда надевают суперменские костюмы. У Магуайра глаза – прозрачные, как стакан, а у Данст при всей складной фигурке – улыбка какая-то старушечья, губки гузочкой.
Между тем, хороших различий – жалкая пара на все кино. Это, во-первых, "монстрообразность" ученого, которая, конечно, вышла лучше. Летающий скейтборд Уиллема Дефо отдыхает рядом с медузогоргонскими металлическими щупальцами, завладевшими телом Альфреда Молины не меньше, чем его мозгом. Четыре крученых шланга со змееподобными рылами на концах, как бы растущие из позвоночника, могут водить человека, носить, поднимать по стенам, а могут душить, жалить и разбрасывать его противников. Сделано классно, и смотреть интересно, к тому же Молина сам – очень колоритный. Во-вторых, новизна – в том, как поезд надземки все-таки не упал в пропасть. Человек-паук вернулся к своим обязанностям, снова начал выплевывать паутину и выплюнул ее столько, что хватило за целый квартал канатами зацепиться. Один домик, правда, рухнул, но остальные остановили поезд на самом краю старого моста. Это тоже пристойно смотрится.
Но не мало ли пары интересных эффектов на два часа хронометража? Или нам в самом деле смотреть драму непонятого таланта, как он мается, "быть или не быть"? Мы за этим пришли на сиквел экранизации комикса? То есть если бы любую драму опытный постановщик Сэм Рэйми не поленился, как в комиксе положено, напичкать захватывающими неожиданностями, триквел "Человека-паука" был бы еще допустим.
Но так, прямо скажем, и сиквел в браке – выдохшийся, несчастный, совсем уже почти не трепыхается.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.