Предлагаем вспомнить несколько лент, участие в которых стало фатальным для некоторых ярких актеров. Нет-нет, все остались живы, но вот последующие карьеры…
Среди зрителей бытует поверье, что в кулуарах Голливуда существует список тем, освещение которых в фильме гарантирует картине если не «Оскар», то номинацию на него. Межрасовые драмы и рабовладельческий гнет, казалось бы, обязательно должны входить в такой «секретный протокол», однако на деле все оказывается совсем не так просто. В 1975 году режиссер Ричард Флайшер представил критикам свою драму «Мандинго» об отношениях между белыми хозяевами и черными рабами на орлеанской ферме. Лента, претендовавшая на лавры новых «Унесенных ветром», неожиданно оказалась в пух и прах разнесенной критиками, Роджер Эберт назвал фильм «расистским мусором» и выставил оценку «ноль баллов». Однако если постановщик удары принял с присущей мужчине стойкостью, то для исполнительницы главной роли Сьюзан Джордж провал оказался ударом по карьере. Прославившаяся ролями в «Соломенных псах» и «Грязной Мэри, сумасшедшем Ларри» многообещающая актриса была выброшена на обочину кино в дебри сомнительного качества телесериалов. И это после того, как Сэм Пекинпа назвал Джордж надеждой поколения.
Называть классическую трилогию Джорджа Лукаса «проклятием», конечно, стоит весьма осторожно, не подвергается сомнению ее влияние на жанр и киноиндустрию в целом. Однако посмотрите, что сделали три фильма о джедаях со своими ведущими актерами! Хвала Мидихлорианам, Харрисон Форд выбрался из-под завалов Звезды Смерти практически безболезненно, а вот для Марка Хэмилла и Кэрри Фишер расставание со сказкой оказалось ударом под дых. Хэмилл какое-то время делал попытки противостоять образу Люка Скайуокера, с которым теперь прочно ассоциировался, но затем уступил и перешел к работам в театре и над озвучанием. Фишер из профессии практически не исчезала, но вынуждена была уйти на второй план из-за постоянных сравнений своих персонажей с космической принцессой Леей.
Сейчас только единицы помнят комедию Стива Майнера «Свой в доску», и это неудивительно – забыть о ней, как о страшном сне, создатели постарались едва ли не на второй день после появления первых рецензий на картину. Лента рассказывала о белом парне, который начинает выдавать себя за чернокожего, чтобы получить стипендию на обучение в колледже. Если вам на ум приходит подобная роль Роберта Дауни в «Солдатах неудачи», то сравнение это будет не в пользу «Своего» – комедия 1986 года получилась злой, нелепой и несмешной, а обратная, «черная» сторона расизма, продемонстрированная в фильме, вызвала протесты среди темнокожих студентов. Наиболее тяжелыми последствия работы над фильмом оказались для актера С. Томаса Хауэлла – только начавший набирать популярность ролями в «Изгоях» и «Попутчике» молодой человек на долгие годы был задвинут на задворки фильмов, выходящих прямиком на видео.
О том, как долго и как настойчиво компания Paramount уговаривала Френсиса Форда Копполу продолжить блистательную дилогию «Крестный отец», написан не один том воспоминаний. Третья лента получилась достойной своих предшественников и филигранно завершила эпопею Майкла Корлеоне, хотя режиссер и подумывал о том, чтобы заняться четвертой частью. Практически для всех занятых в фильме актеров участие в «Крестном отце» послужило трамплином для будущих свершений, за исключением одной скромной девушки – Софии Копполы, дочери постановщика фильма. Первоначально в роли дочери Майкла Корлеоне планировалось занять Вайнону Райдер, но та предпочла поработать с Тимом Бертоном и Джонни Деппом. София же за свою работу была раскритикована и предана остракизму, после чего с актерством девушка практически завязала. Может, оно и к лучшему – у нас зато есть самобытный режиссер с особым взглядом.
Приключенческий блокбастер Ренни Харлина «Остров головорезов» принято приводить в пример всем излишне амбициозным молодым авторам как образец того, что одна картина вполне может не только потопить разорившуюся студию и скомпрометированный жанр, но и пустить по ветру карьеры. Оглушительного провала, впрочем, никто не ожидал, да и лента оказалась совсем не безнадежной, однако не самая удачная рекламная кампания вкупе с другими причинами привела к тому, что фильм стал черной меткой для самого Харлина и, что наиболее печально, для исполнившей в картине главную роль Джины Дэвис. Очаровательная актриса, любимица всех женщин после роли в «Тельме и Луизе», отчаянно пробовала себя в боевиках и комедиях, но пиратская волна смыла ее с экранов, оставив лишь воспоминания.
Старый провокатор Пол Верховен всегда своими картинами разжигал настоящие войны за кулисами Голливуда. Критики не находились с оценками его фильмов, зрители не знали, хвалить или ругать его до краев наполненные сексуальностью ленты, кинотеатры то запрещали показы, то давали дополнительные сеансы. Одним из самых противоречивых фильмов в карьере Верховена стала эротическая драма «Шоугелз». Сперва ее приняли в штыки, критики наперебой обвиняли ленту в смаковании ругани и обнаженки, жюри премии «Золотая малина» номинировало фильм о стриптизершах в тринадцати номинациях! Затем, правда, пена сошла, градус критических замечаний упал, а лента постепенно превратилась из изгоя в достояние. Увы, метаморфоза оказалась критической для исполнительницы главной роли Элизабет Беркли. Как позже призналась актриса, она и врагу бы не пожелала того, что довелось пережить ей, совсем молодой, после выхода «Шоугелз» на экраны. На большие роли после такого удара Беркли оказалась неспособна и свою карьеру посвятила сериалам и озвучанию.
Редкому режиссеру доверяют крупный бюджет после серьезного кассового провала, еще реже второй фильм оказывается столь же финансово беспомощным, как и предыдущий, и уж абсолютно невозможно выбраться после двух таких ударов на вершину успеха. В 1995 году «Водный мир» едва в буквальном смысле не потопил карьеру Кевина Костнера. Другой человек сделал бы выводы, успокоил нервы и пошел иным путем, но Костнер с упорством, достойным иного применения, решил войти в ту же воду дважды (простите за каламбур), да еще и взялся собственноручно ставить постапокалиптическую драму «Почтальон». Результат был высмеян критиками и проигнорирован зрителями. Второй подряд удар по самолюбию некогда блистательного «Телохранителя» оказался на порядок более болезненным, актер оправляется от него и по сей день.
Карьере Кьюбы Гудинга-младшего до определенного момента можно было только завидовать: «Оскар» за «Джерри Магуайера», роли в «Нескольких хороших парнях», «Эпидемии», «Куда приводят мечты» и «Военном ныряльщике». Еще бы чуть-чуть, и ныне верховодящим Джейми Фоксу и Дэнзелу Вашингтону пришлось бы потесниться, чтобы уступать важные роли серьезному темнокожему актеру. Но не случилось, Гудинга сгубило сомнительное чувство юмора. Первый звоночек прозвучал еще в 2001-м, когда игра актера в «Крысиных бегах» у зрителей и критиков не вызвала ничего, кроме недоумения. Финальный же гонг пробил в «Морском приключении» Морта Натана – одном из самых безвкусных фильмов нового столетия, оскорбительным для зрителей обоих полов и всех возрастов. После этой водной прогулки карьера Кьюбы покатилась по наклонной: «Уловки Норбита», «Гробница дьявола», «Мачете убивает»… Ужас. И это совсем не смешно.
Возможно, мы слишком сильно любили и слишком многое прощали Бену Аффлеку, восхищаясь его мужественным подбородком и обезоруживающей улыбкой. Очарованные зрители не заметили, как актер скатился до форменного ужаса, банальщины и пошлости, выразившейся в фантастически пустой комедии «Джильи», где Аффлек в паре со своей супругой Дженнифер Лопес испытывает наши нервы. Даже старинный друг Бена Мэтт Дэймон был в ужасе от вышедшего на экран и признавался, что не мог найти слов, как выразить приятелю всю глубину пропасти, в которую падает Аффлек. Увы, Бен не сразу понял всю серьезность ситуации и после «Джильи» какое-то время продолжал втаптывать собственное имя в грязь столь же нелепыми проектами, остановившись только в 2010-х. Сейчас мы наблюдаем за вторым рождением Аффлека-актера, после того как Аффлек-режиссер прервал череду своих жизненных неудач. Надолго ли Бена хватит?
Экранизация графического романа Алана Мура и Кевина О'Нилла вполне могла стать флагманом индустрии, соединившей комиксы и кино, предвестником «Мстителей» и «Лиги справедливости», но «Лига выдающихся джентльменов» оказалась слишком рыхлой. Режиссер Стивен Норрингтон и сценарист Джеймс Робинсон слишком сильно изменили исходную атмосферу, поменяли сюжет и даже умудрились испортить классических персонажей – в результате из «Лиги» не получилась не только собственная многообещающая франшиза, провал фильма едва не поставил крест на жанре. И если комиксы смог спасти Кристофер Нолан своим оригинальным прочтением «Бэтмена», то поклонникам Шона Коннери остается только проклинать создателей «Лиги» – увидевший итоговый результат своей работы в фильме шотландский актер навсегда покинул профессию, отказавшись даже от участия в праздновании юбилея бондианы. Только за это «Джентльменам» стоило бы поотрывать руки.
Сложно однозначно определить, на каком этапе Николас Кейдж из многомиллионной «курицы, несущей золотые яйца» превратился в чемодан без ручки, но момент, когда карьера актера достигла своего дна, вычислить можно. Начиная с 2010 года едва ли не каждый проект Кейджа заставлял от ужаса шевелиться волосы на голове: «Сумасшедшая езда», «Голодный кролик атакует», «Медальон», «Оставленные» – такое ощущение, что сегодня мы присутствуем на торжественной церемонии аннигиляции когда-то любимого многими артиста. Точкой невозврата можно назвать самые разные события в жизни Ника, мы же считаем, что окончательно на списание Кейджа пора было отправлять еще в 2006 году, после выхода на экраны «Плетеного человека», никому не нужного ремейка старого хоррора, вынувшего у предшественника душу и набившего нутро безвкусной соломой. Неприкаянный герой Кейджа – лучший пример того, что за ремейки браться нужно с умом.
Еще не так давно Майк Майерс вполне мог претендовать на титул главного комика современности – ему одинаково легко удавалось перевоплощаться в самых неожиданных персонажей, смешить самые разные слои общества и выдавать кассовые ленты одну за другой. Уверенный полет за облака завершился катастрофическим пике в 2008 году, когда по сценарию Майерса Марко Шнабель снял комедию «Секс-гуру», отвратительный набор пошлых штампов, на нет сводящий все обаяние Майерса и других присутствующих в кадре актеров. К счастью, на карьеры Джессики Альбы и Джастина Тимберлейка провал «Секс-гуру» повлиял не сильно, а вот Остин Пауэрс в отставке вынужден был бежать из Голливуда в костюме зеленого огра Шрека. О каких-то новых планах Майерса теперь ничего не слышно, если не считать поросшую мхом новость о том, что актер и сценарист готовится вернуться с четвертым фильмом о шпионе из 60-х. Посмотрим, хватило ли семи лет на то, чтобы простить Майка за его омерзительные шутки в «Секс-гуру».