Инфантильное и наивно оптимистичное телешоу о группе земных колонистов, попавших в беду на далекой планете. Дорого, эффектно, но слишком позитивно, чтобы задеть за живое
Человечество будущего наконец-то выбралось за пределы своей колыбели – одна из планет ближайшей звездной системы достаточно изучена и терроформирована для комфортного обитания колонистов, на нее-то и отправляется грандиозный транспортный корабль с десятками землян, которым предстоит построить новый дом. Увы, на подлете к цели транспортник оказывается атакован и терпит крушение, спастись удается не всем, но в числе выживших семья Робинсонов, чей посадочный модуль успевает избежать гибели, однако падает в необитаемой части планеты. Средства связи не работают, Робинсоны не знают, выжил ли кто-то еще, а к довольно агрессивному местному животному миру добавляется молчаливый представитель инопланетной расы – новый дом оказался не слишком приветлив, однако семья и присоединившиеся к ней выжившие не теряют надежды на светлое будущее.
Оригинальный сериал «Затерянные в космосе», вышедший в американский телеэфир еще в далеком 1965 году, не слишком известен в России даже у поклонников фантастики, хотя на его сюжетные и стилистические находки опирались очень многие более именитые и известные последователи. У нас о «затерянных» скорее знают по полнометражному фильму Стивена Хопкинса с Гари Олдманом, Хизер Грэм и Уильямом Хертом в главных ролях – не слишком удачной попытке запустить франшизу по мотивам телешоу. Картина, увидевшая экраны в 1998 году, показала неудовлетворительные результаты в прокате, а потому идея с новой отправкой в космос семьи Робинсонов была отложена еще на двадцать лет. И вот наступил момент «третьего пришествия» – Netflix порадовал фанатов приключений и фантастики новым прочтением «робинзонов космоса» первым сезоном сериала с классическим названием. Ну что же, заправлены, как говорится, в планшеты космические карты…
Сочетание «новое прочтение» употреблено в контексте «Затерянных в космосе» образца 2018 года неслучайно – сюжет и герои классического шоу в современной обработке существенно изменены. Не станем слишком подробно останавливаться на букете различий, ведь о первом сериале знают немногие, но отметим, что как минимум шоу стало более сложным с социальной точки зрения. В оригинале семья Робинсонов была счастливой пятеркой любящих друг друга землян, а с патриархальным укладом никто даже не спорил, в 1998 году между главой семьи и его супругой уже пробежала тень разлада, зато появились намеки на равноправие полов – старшая дочь Джуди стала серьезным ученым, а не просто объектом воздыханий для пилотов. Теперь же в космос отправляется пара на грани развода и дети, которые не умеют находить общий язык друг с другом, но в противовес этому на сей раз неформальной главой становится Морин, а не Джон, на мужские плечи ложится физическая сила и выносливость, ум же достался супруге.
Другие важные отличия шоу от предыдущих воплощений сюжета делают зрелище еще более непредсказуемым. Например, знаменитый робот, который раньше был обязательной частью экипажа и неизменным помощником Робинсонов, в новой версии становится пришельцем, диверсант и саботажник доктор Смит не только сменил пол, но и полностью поменял систему мотивов и целей, что задает истории дополнительную интригу. Наконец, Робинсоны на новой планете не одиноки – вместе с ними прибыли другие колонизаторы, да и инопланетное присутствие подливает бензина в костер. Таким образом, все ранее придуманное стало лишь трамплином для сценаристов – новые «Затерянные в космосе» могут считаться самостоятельным произведением, которое до самой финальной серии будет поддерживать интриги, о которых ни 20 лет, ни тем более полвека назад никто и не думал.
Но, увы, без ложки и даже целого ведра дегтя в этой бочке не обошлось. Да, сериал смотрится дорого и масштабно, новый дом Робинсонов, хоть и похож на Землю, поражает пейзажами, ландшафтами и придуманной живностью. Вот только рассчитаны приключения потерянной семьи на гораздо более инфантильную аудиторию, чем мы привыкли в последнее время. В «Затерянных в космосе» очень много детского, наивного и трогательного – так бывает в большом кино, когда что-то боевое и жестокое пытаются загнать в рамки прокатного рейтинга «6+». При всей красоте и оригинальности ходов, взрослому сериал быстро наскучит чехардой удачно разрешаемых проблем, которые очевидно никому не грозят чем-то серьезным – будь это буря, погребение во льду или нападение хищников.
Другая беда – неуклюжая работа художников-постановщиков и специалистов по эффектам. Когда у вас в далеком будущем в транспорте, отправившемся к соседней звезде, все еще действует проводная радиосвязь, это настораживает. Когда у металлического робота грудная клетка двигается в такт дыханию погруженного в костюм актера, это несколько портит настрой. Когда потерянные колонисты новой планеты используют пистолеты с сигнальными ракетами из середины прошлого века, это удручает.
Однако и это мелочи на фоне того, что новый сериал не имеет важной составляющей – в «Затерянных в космосе» образца 2018 года нет и намека на серьезную опасность для главных героев. Разумеется, для телепроектов это стандартная ситуация, никто не стремится избавляться от ведущих персонажей, особенно если шоураннеры нацелены на игру вдолгую. Но эта очевидная неуязвимость героев лишает шоу серьезного подхода и реалистичности, к которой зрителя приучают в кино и на ТВ в последние годы. «Затерянные» затеряны, но не сломлены, не покалечены и даже не впали в уныние, а если сомнений в хеппи-энде нет, то стоит ли тратить десять часов на просмотр всего сезона, когда можно ограничиться парой стартовых эпизодов?