![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Настоящий, в отличие от «Черного лебедя», балетный хоррор и первое использование 3D по назначению.
Участники балетной труппы Пины Бауш, немецкой танцовщицы и хореографа, основавшей театр современного танца в Вуппертале, каждый на своем родном языке, в том числе и на русском, вспоминают, как работали с великой немкой, как именно она раскрыла их талант, и танцуют, танцуют, танцуют. Как Пина им и завещала. Всем здравствующим творческим персонам, достигшим выдающихся результатов на ниве тех или иных искусств, нужно только радоваться, если именно Вим Вендерс, достигший не менее хороших результатов в побочном, но благодарном жанре "великие в кадре" выразит готовность сделать о них документальное кино, да еще в 3D. Но и задуматься тоже стоит: некоторые из согласившихся умерли либо во время (как голливудский классик Николас Рэй в «Молнии над водой»), либо перед самым началом съемок, как немецкая танцовщица и гуру модернистской хореографии Пина Бауш.
В кадре у Вендерса побывали многие: дизайнер Ёдзи Ямамото, музыкант Бек, икона кантри Вилли Нельсон и даже Buena Vista Social Club в полном составе — ветеранский оркестр мамбо из мощных кубинских стариков. Но «Пина», как и «Молния над водой», и «Токио-Га» /Tokyo-Ga/ (1985), посвященный японскому киноклассику Ясудзиро Одзу, выпадают из этого списка, образуя совершенно отдельный триптих: их главные герои присутствуют уже не в кадре, а за кадром, оставляя зрителя наедине с тревожной пустотой и своим искусством — тем значимым следом, который они в этой пустоте оставили.
В фильме про Николаса Рэя звенящее ощущение пустоты и этого ускользающего следа переживалось наиболее драматично. В «Токио-га» и «Пине» мы улавливаем отблески тех же молний в глазах людей, кто лично знал и вместе работал: актеров и операторов, а также танцоров Пины. Первые бессильно плачут, вспоминая гения и просто замечательного человека.Вторые танцуют, но от этих танцев становится как-то не по себе: Бог умер, но красивые, мускулистые тела, в которые он вдохнул жизнь, продолжают двигаться… Красиво. Страшно.