Ясудзиро Одзу – ключевая фигура не только японского, но и мирового кино. В искренней привязанности к творчеству Одзу признавались Алексей Герман, Пол Шредер, Жан-Жак Бенекс, Виктор Эрисе, на его фильмах учились Андрей Тарковский, Аки Каурисмяки, Джим Джармуш.
Его просто боготворит Вим Вендерс:
«Произведения Одзу – самое святое сокровище мирового кино». Именно своему кумиру посвятил Вендерс пронзительную неигровую ленту «Токио-Га». «Если бы в нашем веке существовало нечто вроде святости в кино, то для меня это было бы творчество Одзу», – говорит Вендерс за кадром.
Фильмы Одзу – киноаналог дзен-буддистской созерцательности. Режиссер никогда не позволял своей камере занять позицию, подавляющую или, напротив, возвышающую героев. Его камера – всегда на уровне человеческого глаза, а поскольку персонажи значительную часть времени проводят, сидя на полу, за беседой или чаепитием, то и камера «сидит» вместе с ними.
Попытку окунуться в мир Одзу, посмотреть на Токио его глазами и предпринимает Вим Вендерс в «Токио-Га»…