Скучноватая французская романтическая трагикомедия об отношениях трансвестита и бисексуалки
Скучноватая французская романтическая трагикомедия об отношениях трансвестита и бисексуалки.
Для Клэр (Анаис Демустье) ее лучшая подруга Лора была не просто самым близким человеком. Не признаваясь в этом ни себе, ни другим, Клэр всегда любила Лору и ревновала подругу к ее мужу Давиду (Ромен Дюрис). Поэтому она впадает в глубокую депрессию, когда Лора умирает, только-только став матерью. Однажды Клэр заходит проведать крестницу и застает Давида в женском платье. Сконфуженный вдовец объясняет, что ему всегда нравилось одеваться женщиной и что после смерти жены эта тяга сильна как никогда. Поначалу Клэр это шокирует, но постепенно она осознает, что «Вирджиния» (женское альтер эго Давида) может стать ее новой лучшей подружкой. И не только подружкой…
Известный французский секс-провокатор Франсуа Озон нанес новый удар. Который так же силен, как правый хук отправленного в нокаут боксера. Потому что «Новая подружка» – это, в сущности, образовательное кино наподобие «Филадельфии» (помните фильм, где Том Хэнкс играл умирающего от СПИДа юриста?), которое рассказывает, что бывают и такие причудливые отношения – гетеросексуальный мужчина, одевающийся женщиной, и бисексуальная женщина, которая в постели предпочитает мужчин, но находит женщин неотразимыми.
Если бы Озон снял «Подружку» в 1990-х, цены бы фильму не было. По крайней мере, по меркам тех, кого тема «Подружки» задевает за живое. Сейчас же на дворе 2010-е, и западный мейнстрим – это гей-браки и экстремальное садомазо («Пятьдесят оттенков серого»). Поэтому «Подружка» не шокирует и не предлагает ничего принципиально нового и необычного. Да, отношения Клэр и Давида далеки от буржуазных идеалов. Но кого волнуют те идеалы, с которыми европейское кино расправилось еще в 1970-х? Уж точно не зрителей Озона.
По своему сюжетному устройству «Подружка» похожа на «Секретаршу». Это кино о двух сравнительно робких людях с нестандартными стремлениями, которые находят друг друга, осознают, что они – два сапога пара, пугаются своих чувств, разбегаются… И в финале вновь сближаются, теперь уже навсегда. Как видите, это традиционный, шаблоннейший сюжет романтических комедий, который порождает достойное кино, только если сочетается с остроумными шутками, колоритными персонажами… Или с драматичной пикантностью «опасных» отношений (таких, как садомазохистская привязанность в «Секретарше»). Хотя Озон сопровождает «Подружку» триллерной музыкой и намекает, что близость героев кончится трагедией, подлинной «драматичной пикантности» в фильме нет. Поскольку в плане драматизма совместный поход по магазинам и заезд в ночной клуб для трансвеститов и рядом не стоят с отношениями «господина» и «рабыни». Намеки же на жестокую развязку так и остаются намеками.
Режиссер также пытается кое-что выжать из того факта, что Клэр замужем и что она обманывает супруга, но это лишь слегка поднимает сюжетную температуру картины. Опять же, потому что на дворе XXI век, и Клэр может без потерь для репутации развестись в любой момент. У нее ведь нет детей, и она финансово не зависит от мужа. При этом ее любовь к Жилю явно не слишком сильна, и картина с первых кадров подчеркивает, что отношения с Лорой для Клэр всегда были важнее.
Что до юмора и колоритных персонажей, то шуток в фильме сравнительно немного – хотя, конечно, первые попытки Давида выйти на люди в платье приводят к забавным и нелепым ситуациям, – а колоритностью может похвастаться лишь главный герой. И то лишь потому, что он – трансвестит. В остальном Клэр и Давид обаятельны, но бесцветны, не чета героям той же «Секретарши». И хотя им желаешь счастья, потому что столь точное совпадение нестандартных пристрастий встречается редко, за их жизненными перипетиями следишь со скукой и зевками. Особенно если сам не любишь с друзьями примерять новую одежду и шляться по гипермаркетам. Потому что ничего более увлекательного «Подружка», в сущности, не предлагает.