В прокат выходит «Звук металла» — трогательная драма о принятии себя, рассказанная через историю молодого барабанщика Рубена (Риз Ахмед). Однажды музыкант почти полностью теряет слух и отправляется в лагерь для глухих, где ему предстоит научиться языку жестов, но что важнее — жизни в новых условиях. Рассказываем о других фильмах про ударников: от известной всем «Одержимости» до милого инди о парне, играющем на воображаемой установке.
Барабанщик Рубен (Риз Ахмед) и его девушка Лу (Оливия Кук) — участники метал- группы Blackgammon. Вместе они ездят по Америке на кемпере и дают концерты в небольших залах. Во время одного из выступлений парень осознаёт, что перестал слышать ударные, а позже — и все окружающие звуки. Врачи ставят ему неутешительный диагноз: единственным способом вернуть себе слух остаётся покупка дорогущих имплантатов, а значит, в ближайшее время барабанщику нужно будет смириться со своим «недугом». Чтобы лучше перенести травму, девушка отправляет его в лагерь для глухих, где его научат общаться на языке жестов и помогут принять нового себя.
«Звук металла» — кино, выворачивающее все каноны жанра наизнанку. Как это закончилось бы, сними фильм не Дариус Мардер? Наверное, Рубен набрал бы денег на имплантаты, вновь сел за барабаны и добился настоящих высот. Но эта картина совсем не об успехе и уж точно не о таланте. Она, напротив, о том, как важно смириться со своей новой жизнью, о том, что порой в тишине больше смысла, чем в окружающем нас шуме, и, наконец, о людях с инвалидностью, оказавшихся на отшибе общества. Поэтичное, честное и понятное каждому кино — пусть барабаны здесь и на втором плане (хотя партии Рубена, признаемся, звучат отменно).
Без этого фильма сложно было бы представить список. Тут, кажется, и распинаться в объяснении сюжета не надо. Классическая история о герое, который хочет добиться успеха (в случае «Одержимости» — стать лучшим барабанщиком), но сталкивается со слишком требовательным ментором. С одной стороны, перед нами, да, кино о музыке и её силе — Эндрю Ниман в исполнении Майлза Теллера играет удивительные барабанные партии с таким воодушевлением, что ближе к финалу самому хочется взять палочки и отстучать если не сложные джазовые биты, так что-нибудь любимое из плейлиста.
С другой — «Одержимость» всё-таки ещё и о разрушительной силе мечты. В процессе погони за целью всей своей жизни парень теряет отношения, расходится с близкими людьми и с каждым днём всё больше грязнет в собственной мании. Стоит ли игра свеч, решать, в общем-то, каждому зрителю, но одно ясно точно: «Одержимость», которая сама по динамике напоминает хлёсткую барабанную партию, остаётся самой яркой репрезентацией непростой профессии ударников. Как бы очаровательно изысканно ни звучал «Караван», чтобы его сыграть, придётся стереть руки в кровь.
Безумная чёрная комедия о силе искусства, которая столкнёт лбами две категории людей: тех, кто музыку не переносит (да-да, такие есть, и об одном из них расскажут в фильме), и тех, кто может слушать её нон-стоп. Шесть странных барабанщиков устраивают арт-перформансы по всему городу. То отстучат ритмы прямо в операционной, вооружившись медицинскими приборами, то исполнят бойкую партию в банке, попутно уничтожая деньги в шредере.
В погоню за ними отправляется полицейский Амадей: вся его семья, как можно понять по имени ребёнка, увлекалась музыкой и как раз поэтому умудрилась развить в герое аллергию. Теперь коп без слуха будет искать таинственных барабанщиков, чтобы остановить все эти творческие бесчинства. «Звуки шума» иронично порассуждают о том, как искусство способно менять мир, как можно превращать обыденные шумы в музыку и, что важнее, можно ли её не любить. Выдающееся странное кино о барабанщиках-террористах прямиком из Скандинавии — то, без чего этот список, скажем честно, обойтись не мог.
Где-то в Южной Африке стоит домик. Возле него пугающая надпись: Beware Mr. Baker («Остерегайтесь мистера Бейкера»). Такую обычно вешают, когда на участке живёт злая собака, но это, кажется, не тот случай. Здесь проводит свои последние годы Джинджер Бейкер, скандальный барабанщик группы Cream, который вдохновил многих начинающих музыкантов как ударник, но не как личность.
Документальный фильм Джея Балгера рассказывает историю, возможно, слишком академично (было бы куда интересней, дай авторы больше хронометража не говорящим головам, а самому антигерою), но даже эта стилистика не лишит сюжет его безумия. Судьба одного из самых известных и буйных художников XX века — это одновременно горькая и уморительная история о славе, отшельничестве и связи личности с творчеством. Рыжий Джинджер Бейкер, ведущий себя как психопат, навсегда останется в нашей памяти не только одиозным артистом, но и великим барабанщиком — его партии, вставленные в фильм, в общем-то, говорят сами за себя.
Мужчина по имени Пауэр живёт в маленьком заводском городе и становится объектом насмешек для всех задир. Дело в том, что у героя очень необычное хобби — он играет на воображаемых барабанах, потому что в детстве отец не смог купить ему установку. Узнав, что в стране есть другие мастера невидимых ударных, он отправляется совершенствовать своё мастерство в другой город. Насколько странно звучит сюжет, настолько же странно всё и выглядит: это милое кино о мечте, которое в то же время пародирует воодушевляющие фильмы о преодолении себя. Чудак Пауэр, отправившийся в путешествие по Америке, становится мерилом настоящего искусства: искреннего, лишённого рамок и способного менять мир. Такие трогательные ироничные фильмы о музыке можно пересчитать по пальцам одной руки, а уж если мы говорим про образ барабанщика в кино, то это, пожалуй, чуть ли не единственный пример. Любителям независимого кинематографа и диких комедий в духе «Это — Spinal Tap» особо рекомендуется.
Закроем этот список классикой 90-х, а ещё (признайтесь, вы этого не знали) первой полнометражной работой Тома Хэнкса в качестве режиссёра. Обычный продавец из магазина бытовой техники соглашается подменить травмированного барабанщика в группе юнцов, и это решение неожиданно приводит коллектив к успеху. В дело, правда, вмешиваются продюсеры, фанаты, слава и много других вещей, которые сразу заставят зрителя и героев задаться банальными, но важными вопросами о дружбе и об искусстве, поэтому простая история творческого успеха обернётся парочкой сюрпризов. Партии барабанщика на замену станут, понятное дело, гвоздём программы (то коллектив за ним не поспевает, то его перформансы оказываются мастеровитее, чем у товарищей), но и сами по себе песни здесь имеют очаровательный шестидесятнический флер. Короче говоря, милая, хотя и необязательная комедия о группе одного хита. Дойдёте до финала и не заметите, как будете отстукивать ритмы песен на коленках.