Неожиданно живая и крайне веселая история трех провинциальных музыкантов, отправившихся покорять Москву, от режиссера-дебютанта
Троица молодых приятелей из провинциального городка – Гоша, Сева и Шмон – сколотили рок-банду, дали ей название «Полтора кота» и написали парочку песен. Вот только выступать им негде, а значит, и признания не получить – чего добьешься, выступая в кабаке на разогреве ресторанных певичек? Но однажды судьба дает парням шанс, на их выступление забредает залетный московский гость, который под впечатлением от увиденного приглашает ребят в Москву выступить на радио «Рок». Понимая, что одно это выступление может изменить их жизни, «Коты» отправляются в столицу, но рок – это не только музыка, это еще и злая судьба, которая, кажется, не желает благоволить приятелям. Дорога до Москвы превращается в калейдоскоп опасных приключений, встреч со страннейшими персонажами, леденящих кровь ужасов и чудесных спасений. Но ведь именно такая жизнь и должна быть у настоящего рокера.
2017 год оказался богатым на яркие режиссерские дебюты нового поколения российских кинематографистов, но «Рок» Ивана Шахназарова даже в ряду недавних «Витьки Чеснока», «Нашла коса на камень» или «Тетраграмматона» отчетливо выделяется. И не только тем, что Ивану волей-неволей приходится противостоять нависающей над ним тени отца, знаменитого Карена Шахназарова, ныне руководителя «Мосфильма», и даже не тем, что Шахназаров-младший по большому счету уже заявил о себе как актер, сыграв в серии фильмов «Неуловимые», и мог вполне продолжать карьеру внутри кадра. Скорее «Рок» берет кажущейся простотой и вполне осязаемой легкостью. Такое кино снимают либо большие опытные мастера, либо дерзкая окрыленная мечтами молодежь, которая далеко пойдет. Второе – наш случай.
Не верьте авторскому жеманству и кокетству создателей «Рока» – никакая это не драма. Это отличная молодежная комедия, упакованная в формат роад-муви и густо замешанная на традиционном для необъятной страны контрасте столицы и провинции. А то, что картина к финалу подходит с легким чувством грусти, что герои преображаются, а зритель задумывается о чем-то еще, кроме того, что делать с пачкой пятитысячных купюр, так ведь это для любой комедии «хороший тон». Повеселил – дай и для ума что-то. Шутки шутками, но в жизни не все сводится к одному только смеху, и в этом отношении «Рок» близок (хотя и не дотягивает, конечно) к фильмам Романа Каримова – тот очень любит в концовке перевернуть повествование с ног на голову и превратить комедию абсурда в драму.
Описывать сюжет картины подобного жанра сродни перечислению всего увиденного из окна быстро несущегося автомобиля: сконцентрироваться на всех деталях не так-то просто, а прочитать все шутки, загадки, намеки и прямые подсказки авторов и вовсе с наскока не удастся – слишком много интересных деталей разбросано в кадре. Можно лишь отметить колоритных персонажей, встреченных тройкой героев на своем пути: тут и московский «фраер», смеющийся сверх меры, и киллер-аккуратист, и гастарбайтер, изучающий русский по текстам Достоевского, и беглый зек, предающий огню унитазы, и таинственный путевой обходчик, и сектанты, и даже мелькающие всего в паре кадров владелец кабака и вокзальная кассирша – все неимоверно прекрасны, выпуклы, притягательны. Это не такой злой взгляд на Россию, какой бросают уже упомянутые Витька Чеснок и Леха Штырь или ивановские жители из драмы Ани Крайс, но это тоже часть нас. Другая сторона той же медали.
Однако главная удача картины – это, конечно, ведущая троица. Причем точным попаданием смело можно называть и актеров, и сыгранных ими героев, по крайней мере, Гоша, Сева и Шмон выглядят крайне органично, их характеры и темперамент понятны, даже двигающие ими мотивы прописаны и сыграны великолепно. Зритель просто не может не проникнуться чувствами к трем приятелям, которые считают, что удача вот она – на расстоянии вытянутой руки, но жизнь оказывается много сложнее простой поездки в Москву. И то, как группа не самых симпатичных даже друг другу оболтусов находит настоящую дружбу и буквально огнем выплавляется в единый коллектив, показано бесподобно.
Впрочем, покритиковать фильм тоже есть за что. Временами сюжет идет на очевидные упрощения, граничащие с глупостью. Порой становится очевидно, что сценаристы владеют ограниченным набором ситуаций, подготовленных для своих героев, и боятся выйти за собственноручно установленные границы. Наконец, финал получился несколько скомканным и не столь позитивным, каким его можно было представить после накачки предыдущих событий фильма. Да и пара-тройка вопросов остались без ответа, но все это как раз и описывается красивым словом «дебют». Кино получилось. Оно имеет собственный дух, не похоже ни на что иное (хотя временами нагло заимствует у классики целые сцены, вроде эпизода первого выступления «Котов»), оно радует и веселит. Это хорошее начало, которое непременно будет иметь достойное продолжение для всех участвующих. Даже если все вокруг сгорит от случайного удара молнии.
С 9 ноября в кино.