Превосходная научно-фантастическая мелодрама – изобретательная, душевная и мастерски поставленная и разыгранная
Америка недалекого будущего. С тех пор как от него ушла жена, сочинитель личных писем Теодор Твомбли (Хоакин Феникс) несчастен и одинок. Чтобы отвлечься от мыслей о распавшемся браке, мужчина покупает OS1 – компьютерную операционную систему, наделенную искусственным интеллектом и умеющую говорить. Когда Теодор загружает программу, она (Скарлетт Йоханссон) выбирает себе имя «Саманта» и быстро становится для мужчины лучшим другом. И не только другом…
Один из лучших фильмов прошедшего года, «Она» великолепна сразу по меркам двух жанров. Многие критики, перечисляя ее достоинства, концентрируются на научно-фантастической стороне ленты, и их можно понять. В отличие от многих лент этого жанра, «Она» рисует убедительную картину ближайшего будущего – не гипертрофированный киберпанковский кошмар наяву из лент вроде «Бегущего по лезвию» и не прекраснодушную утопию из советских картин и классического «Звездного пути», а реалистичный мир, отличающийся от нашего правдоподобными деталями: голосовые интерфейсы, новые сетевые профессии (главный герой сочиняет поэтичные личные письма для тех, кто не умеет выражать свои чувства), датчики, включающие и выключающие свет, когда люди переходят из комнаты в комнату… Не превращаясь в откровенную сатиру и клоунаду, «Она» находит время для пародирования секс-чатов, «казуальных» игр (одна из героинь ленты тестирует игру, имитирующую жизнь идеальной домохозяйки), привязанности людей к сотовым телефонам и интереса читателей к откровенным фото в СМИ. Это тщательно продуманное и изобретательно снятое кино, которое увлечет всех, кто предпочитает «умную» научную фантастику спецэффектным ураганам из космических перестрелок и наземных побоищ с мутантами и пришельцами.
Однако фантастическая грань «Ее» в фильме не главная. При всем ее техническом мастерстве и идейном богатстве, она – лишь гарнир для главного блюда. В первую очередь, «Она» – это вдумчивый, нежный, откровенный и щемящий сердце портрет человеческих романтических отношений. Именно «человеческих», потому что Саманта – не секс-андроид и не машина «чего изволите». С первых же сцен, в которых звучит ее голос (у Саманты нет физической оболочки, и она довольствуется голосовым общением), она показывает себя независимым и самостоятельным существом, не запрограммированным на услужливость, а искренне старающимся помочь тому, кто вызвал ее к жизни. И когда Саманта влюбляется в Теодора, она делает это потому, что в нем есть что любить – его поэтический дар, его чувствительную душу, его обаяние милого, но немного нелепого мужчины без тени мачизма (потрясающее перевоплощение Хоакина Феникса, обычно играющего совсем иных персонажей).
Но так как их отношения свободны, а не запрограммированы, они не вечны. Теодор в своем духовном развитии движется в одном направлении, Саманта – в другом (как искусственный интеллект, она постепенно эволюционирует до запредельных для человека высот), и со временем их пути расходятся. Не правда ли, знакомая история? Вполне возможно, что в вашей жизни или в жизни ваших друзей было нечто похожее. В жизни режиссера Спайка Джонзи такая история точно была, и десять лет назад мы видели ее художественное отражение в «Трудностях перевода», где Скарлетт Йоханссон играла альтер эго Софии Копполы, бывшей жены режиссера и сильной и творческой натуры в своем праве.
Зная биографию постановщика, трудно не увидеть в его новой ленте изощренный «юбилейный» ответ на «Трудности», пронизанный ностальгией по лучшим дням жизни Джонзи, но также трезво осмысляющий причины, по которым разваливаются даже самые счастливые отношения. И если «Трудности» были преимущественно полотном об образах и ощущениях, то «Она» – прежде всего фильм о словах, восхищающих и радующих, но также ранящих и унижающих. «Мужчина любит глазами, а женщина – ушами» – «Она» блистательно опровергает эту расхожую мудрость и подчеркивает, что для мужчин слова не менее важны, чем для женщин. По крайней мере, для тех мужчин, которые, как Спайк Джонзи и его герой, не лезут за словом в карман и осознают, что Скарлетт Йоханссон – это не только красота и талант, но еще и потрясающе сексапильный голос. Даже и особенно в тех сценах, где героиня не говорит ничего романтичного или эротичного. Безукоризненное кастинговое решение!
Смотрите в кино с 27 февраля.