Невменяемая, оскорбительная и, что хуже всего, патологически несмешная российская комедия о путешествии по необъятной стране
Видеоблогер Серега Манагер (Сергей Светлаков) по пьяни на спор обязуется проехать на поезде из Москвы во Владивосток, переспать с проводницей, сняться с амурским тигром, запечатлеть предстоящий звездопад и получить миллион просмотров на YouTube. Поскольку условия спора зафиксированы в письменном контракте, Серега потеряет квартиру, машину и дачу, если не выполнит обещанное. Делать нечего – парень отправляется в путешествие. Вместе с ним в купе едет американская кинозвезда русского происхождения Мила (Маргарита Левиева), которая не смогла улететь на съемки во Владивосток, так как после рекламного полета на стареньком биплане боится подниматься в воздух. Первым делом герои знакомятся с другими пассажирами, выпивают за знакомство, а дальше – по накатанной…
Лучший кадр «Скорого» – это, бесспорно, начальный титр, в котором говорится, что картина снималась без помощи Министерства культуры. Ни одна копейка российских налогоплательщиков не была потрачена на кино Игоря Волошина, и это большое счастье для всех нас. Что бы мы чувствовали, если бы знали, что наши чиновники вложились в фильм, где утверждается, что надо соблюдать условия контракта, подписанного в невменяемо пьяном виде, и что в России можно заключить официальный брак, не имея при себе паспорта? К счастью, продюсеры и инвесторы «Скорого» спасли нас от национального унижения, и за это им низкий поклон. Непонятно, правда, как они ведут дела, если не знают (или не замечают) столь очевидных вещей. Неужели как в анекдоте: «Вот на эти два процента я и живу!»?
Конечно, вы можете сказать, что не стоит особо придираться к логике и здравому смыслу в абсурдистской фарсовой комедии, где в речке плещутся русалы (русалки-мужчины) и где американцы снимают в России кино о советских летчиках (после финансового провала «К-19» в первое поверить проще, чем во второе). Но когда кино начинается с оскорбительно тупой нелепости (герои особо подчеркивают, что контракт составлен совершенно корректно и что Серега обязан его выполнить), становится ясно, что фильм не уважает зрителей и что многого от него ждать не стоит.
И действительно, «Скорый» почти ничего не может предложить. Особенно зрителю, на которого создатели фильма, по их уверениям, ориентировались, – тому, кто пришел в кино посмеяться и получить дозу хорошего настроения. Перещеголяв многие артхаусно-пессимистичные ленты, «Скорый» изображает Россию страной безумных и агрессивных пьяниц, обманщиков, насильников и убийц, которые только и ждут возможности поглумиться друг над другом. Единственный формально положительный герой фильма держит дикую тигрицу рядом с маленькими детьми. Что, в сущности, делает его большим подонком, чем бабушка, торгующая заведомо паленой водкой, или кавказец, который хочет разыграть с главной героиней сюжет «Кавказской пленницы» (ту его часть, где «либо я веду ее в ЗАГС, либо она ведет меня к прокурору»). Даже машинист, намеренно давящий людей («По инструкции так положено!»), кажется милым котиком на фоне мужика с тигром. Кстати, вся сцена с «задавлением» чудовищно оскорбительна для настоящих машинистов, для которых подобные ЧП – самая жуткая часть профессии. Но кого в нашем кино волнуют чувства «простых работяг»…
В этом месте рецензии вы, наверно, ждете что-то вроде: «Конечно, все это сопровождается шутками и прибаутками», но написать эти слова мы не можем, так как смешных шуток и гэгов в фильме всего штук шесть. Ну, может быть, семь. То есть меньше одного повода посмеяться на десять минут, что для комедии совершенно недопустимо. И не то чтобы фильм пытается пошутить, но у него не получается. Он нагромождает одну невменяемую сцену на другую, регулярно подбрасывает звездные камео (Ургант, Дапкунайте, Майкл Мэдсен, Павел Деревянко), имитирует «Нашу Рашу» с ее ироническими закадровыми славословиями в духе «В нашей стране богатеют за один день, а беднеют – всю жизнь!»… Но смешного или хотя бы потенциально смешного во всем этом удивительно мало.
Куда больше в «Скором» едва скрываемого презрения к «быдлу», которое населяет и МКАДье, и заМКАДье. Даже главная героиня еще до встречи с простыми русскими вахтовиками пьет как лошадь и гуляет как менеджер, потому что «русский», судя по фильму, – это не национальность, а психиатрический диагноз. И попытки авторов прикрутить к картине едва обоснованный сентиментально-позитивный финал напоминают, простите за выражение, пшикание аэрозолем в грязном туалете. Вроде и не так пахнет, но все равно все видно!