Битва за зрителя между телевизором и большим экраном сегодня разыгралась нешуточная – обе стороны имеют аргументы «за» и «против», обе не чураются экспериментов, обе заимствуют друг у друга то, что кажется выгодным
Оригинальный «Робокоп» Пола Верховена – настоящий шедевр, сочетающий в себе крепкий боевик, жесткую драму и коктейль из социальных подтекстов и философских изысканий, переплюнуть картину 1987 года до сих пор не удалось ни одному из продолжений или спин-оффов. И если вам кажется неудачным ребут 2014 года, то это потому лишь, что вы не видели сериал «Робокоп» – вот где ужас-то! В 1994-м телевидение явно не было готово к появлению на малых экранах жестокого, но справедливого Алекса Мерфи, однако вместо того, чтобы измениться самому, ТВ изменило Робота-полицейского. Естественно, в худшую сторону – Робокоп стал туповат и скучен, его противники утратили логику и здравый смысл, на поверхность вылезла неуместная романтика и излишнее очеловечивание железного стража порядка. Про актерские работы не хочется и вспоминать – так бездарно сыграть робота нужно изловчиться. Отснятые 22 эпизода через губу, но были показаны, а вот от продолжения канал CTV отказался.
Молодежная комедия «Бестолковые» в год своего выхода стала настоящим хитом – не то чтобы этот с виду простейший подростковый ромком демонстрировал какие-то глубины, но сочетание сатиры на темы школьных дрязг и самозабвенной игры Алисии Сильверстоун превратило ленту в увлекательное зрелище. От прямого продолжения авторы фильма отказались сразу, но менее чем через год после выхода фильма в производство был запущен одноименный сериал, сюжет которого сочетал в себе элементы сиквела и ремейка оригинального фильма. Шоу самым бессовестным образом хотело заработать на популярности полнометражной ленты, и ему это удалось – сериал продержался в эфире три сезона. И это при том, что умом и саркастичностью телесюжет не отличался, а актеры, даже все вместе, не стоили и мизинца Алисии Сильверстоун.
Культовый персонаж приключенческих фильмов и сериалов пережил множество инкарнаций, с этого образа свой путь в большое кино начал Арнольд Шварценеггер, но вместе со взлетами у франшизы были несомненные падения и провалы, а худший из них – сериала «Конан» с Ральфом Меллером в главной роли. На ТВ Конан пришел после относительного успеха Тарзана в 1977 году, вот только по дороге к зрителю варвар растерял всю свою мощь, харизму и жесткость – в сериале перед нами предстал скучный здоровяк без малейшей толики очарования. Интересно, что создатели сериала пригласили на главную роль немца-бодибилдера, но Меллеру до Шварца, как до Луны пешком, так что сериал едва протянул сезон и тихо закрылся.
Мистический триллер «Ворон» 1994 года сегодня помнят в основном из-за трагедии, разыгравшейся на съемочной площадке фильма, – тогда из неверно подготовленного съемочного пистолета был убит актер Брэндон Ли, игравший главную роль. Кино, впрочем, было любопытным и без трагических подробностей, не зря франшиза получила продолжения, а в 1998 году отправилась на ТВ в виде сериала с Марком Дакаскосом в главной роли. Дакаскос оказался отличным бойцом, но вот актерского таланта ему явно недостает – Эрик Дрейвен в его исполнении превратился в сурового мстителя, действия которого не осмыслены, а инстинктивны. У шоу были свои фанаты, нашедшие очарование в заметно более темной по сравнению с фильмом атмосфере, но радовались они недолго – шоу закрылось после 22 эпизодов первого сезона.
Комедия «Моя большая греческая свадьба» – безусловный успех сценаристки, актрисы и режиссера Нии Вардалос. Но вот в чем фокус – оказалось, что ничего, кроме этого сюжета и героев фильма, миру Ниа предложить не может, вот и снимает она одну и ту же ленту всю жизнь сперва для большого экрана, потом для малого, затем снова для большого. Сериальный период оказался самым неудачным – Вардалос удалось собрать в телеадаптации почти всех актеров из оригинального фильма, но ситком из удачной комедии не получился, персонажи словно пародировали сами себя, сюжет потерял остатки здравого смысла, а юмор во всем этом вертепе и не ночевал. «Моя большая греческая жизнь» на ТВ продержалась всего семь эпизодов и была выдворена из эфирной сетки уже через месяц после премьеры.
С выходом «Черной пантеры» многие забыли о том, что первым чернокожим супергероем Marvel, получившим сольный фильм, был вовсе не Т’Чалла, а Блэйд, удостоившийся целой трилогии. После успешного первого фильма, впрочем, популярность героя Уэсли Снайпса стала угасать, а «Блэйд: Троица» получился и вовсе невыносимым, но отказываться от воина-полувампира никто не хотел, и герой переместился на малый экран. Увы, телешоу сделало ставку на историю, а не на экшен, которым славились первые два полнометражных фильма, и это не нашло понимания даже у преданных фанатов. Не хватило сериалу и бюджета – в очередной раз ребрендированный канал Spike не справился с вызовом, и после 12 эпизодов Блэйд вынужден был зачехлить свою катану.
Едва ли о фильмах Стивена Спилберга можно говорить, что они становятся хитами неожиданно, но в случае с «Особым мнением» это именно так – умная фантастика редко пользуется успехом у широкого зрителя, а фильм с Томом Крузом в главной роли умудрился стать одним из кассовых лидеров 2002 года. Статус «новой классики» не испугал продюсеров Fox, вознамерившихся дать фильму новую жизнь, и студия запустила в производство сериал по мотивам вселенной «Особого мнения». Увы, в процессе съемок оказалось, что ни Стивена Спилберга у руля, ни Тома Круза в кадре заменить некем, а потому шоу лишилось всего лучшего, что было в оригинале. Больше того, телевизионное «Особое мнение» банально струсило говорить на серьезные темы, что моментально отпугнуло думающего зрителя – сериал продержался в эфире всего сезон.
Что было самым главным в кинотеатральной трилогии «Час Пик»? Конечно, дуэт Джеки Чана и Криса Такера. Конечно, фильмы радовали глаз эффектным экшеном, а сценаристы разбавили сюжет отличными шутками, но на первом плане всегда была высекающая искру в каждом эпизоде химия между двумя актерами. Если у вас нет на руках двух главных козырей, стоит ли идти ва-банк? Любой человек посчитает такую авантюру смертельной, но только не авторы сериала «Час Пик», посчитавшие, что они обойдутся и без Чана с Такером – невелика, мол, проблема заменить китайца и негра другими артистами. Провал был предсказуем, сериал исчез с экранов, не дождавшись ни единого голоса в свою защиту, – ничего, кроме недоумения, не вызывающая попытка творческого самоубийства.
Строго говоря, сериал «Нелюди» не является официальным спин-оффом какого-то отдельного фильма Marvel, однако шоу является частью единой комикс-вселенной, поэтому имеет все основания занимать почетное место в нашем сегодняшнем списке. Главная неудача Marvel подверглась резкой критике, а причины краха были тщательно рассмотрены со всех сторон как недоброжелателями, так и фанатами. Скверно в «Нелюдях» почти все: нелепые диалоги и унылые персонажи, детские спецэффекты и отсутствие смыслов, смотреть 8 серий первого сезона было больно физически. Похоже, что «Нелюди» пали жертвой стечения двух обстоятельств: во-первых, Marvel уверовала в свою непогрешимость, а во-вторых, студия поспешила запустить собственное шоу о мутантах, пока инициативу не перехватила Fox. Кто ж знал, что уже через три месяца Disney выкупит Fox со всеми ее проектами…
Бюджетный боевик Пьера Мореля «Заложница» оказался неожиданным подарком для зрителей, соскучившихся по брутальному кино, и трамплином для карьеры Лиама Нисона, переживающего ныне вторую молодость. Популярная лента получила два продолжения, после которых ведущий актер вышел из проекта, что поставило крест на кинофраншизе. Однако владельцам прав на «Заложницу» ничего не мешало перенести действие на ТВ, и в 2017 году на малые экраны вышел одноименный сериал, приквел, рассказывающий о Брайане Миллсе до того, как тот ушел со службы в ЦРУ. Разумеется, ведущего актера пришлось заменить, разумеется, на Миллса Клайв Стэнден не тянет, разумеется, от кино все это далеко. Большинство зрителей подлог моментально раскусили, но на канале NBC такую реакцию посчитали допустимой и заказали второй сезон беспомощному телетриллеру, рассчитанному на домохозяек.
Полицейская драма Антуана Фукуа «Тренировочный день» в 2001 году наделала много шума – картину о коррумпированных детективах отметили не только зрители, но и критики, одарив Дэнзела Вашингтона валом призов. Фильм был дерзким и провокационным – сериал 2017 года не унаследовал от него ничего хорошего. Увы, все, что смогли продемонстрировать авторы одноименного сериала, это умение использовать самые банальные штампы да вести сюжет самым предсказуемым путем. И это было вполне ожидаемо – за 15 лет полицейский жанр ускакал вперед, а сериал все еще топтался на пороге 2000-х. Безусловным минусом стала и замена Вашингтона на Билла Пэкстона – Пэкстон актер хороший, но роль в сериале была ему явно не в масть, это, впрочем, «заслуга» сценаристов. Жаль, что карьера любимого многими актера завершилась такой неудачей.