Единственная ошибка "Аферы Стивена Гласса" -- дата выхода фильма в России. Совсем не новогоднее кино, но, главное, понятно, когда надо было выпускать. Либо под только прошедшие парламентские выборы, либо под предстоящие президентские. Вот тогда бы его тематика -- самые тонкости абсолютного вранья и как все-таки можно их распознать -- зазвучала на нашей почве один в один с Америкой. Просто у нас всенародных выборов регулярно касается то, что в Америке -- сенсационный, памятный частный случай...
Это большой плюс фильма, увеличивающий интерес. Как все покупались на комплименты Стивена Гласса и на его обходительность (не забыть угостить жвачкой, не забыть поздравить с именинами), не замечая, что всего этого чуть-чуть больше, чем надо. В конце концов, разница между людьми давно уже неотличима от патологии. Как все покупались на его безусловный талант – "нестандартный подход", "инициативность", "легкое перо", "чувство юмора" – не замечая недостаточности всего этого для реального владения профессией. Для последнего неизбежны "критическое направление ума" и "неудобный характер". Как все предпочитали по привычке не замечать, сколь бурно он бьет себя в грудь по каждому вроде бы пустяку – чтобы не дай бог не начать сомневаться. Сомнение в личных качествах предполагает выяснение отношений, унизительное для профессионалов. Как, наконец, когда он начал выкручиваться, все до последнего хватались за соломинку – лишь бы так и не заметить, что их безнадежно обманывали. Если все – обман, какая может быть профессия?
Этот плюс связан с тем, что фильм снят не режиссером и не актером, ставшим режиссером, а именно сценаристом. Билли Рэй по должности обязан отслеживать общую суть, краткость и ясность картины и не вестись на "архитектурные излишества", не самовыражаться на пустом месте. Поставить кино Билли Рэю позволил продюсер Том Круз, что симптоматично в Америке. Там есть отдельная порода людей, лучше других знакомых с абсолютным обманом, так что не в первый раз кинозвезду потянуло досконально разоблачить обман. Не так давно этим занимался кинозвезда Роберт Редфорд ("Телевикторина"). Поэтому при всей ненависти кинозвезд к журналюгам в фильме не видно личной мести Тома Круза нашему брату. Он не пожалел денег именно на доскональность, и при супер-скромном бюджете в 6 млн. долларов выглядит все аккуратно и дорого.
Этим много опасней, чем Лео ДиКаприо в "Поймай меня, если сможешь", и много современней.