Подводим итоги работы мировой киноиндустрии в уходящем году.
Хорроры против супергероев
Казалось бы, морально студии были готовы к тому, что 2024 год в прокате будет не таким гладким и прибыльным, как планировалось. Всему виной одна из крупнейших совместных забастовок актеров и сценаристов Голливуда, которая заморозила производство фильмов, сериалов и шоу на долгие полгода, что по меркам киноиндустрии целая вечность. Казалось бы, только все начали расправлять плечи после пандемии, как их придавила забастовка. Выход многих ожидаемых фильмов был перенесен. Однако главным откровением для киноиндустрии стало то, что даже те проекты, на которые в итоге делалась ставка в 2024 году, проваливались в прокате.
Особенно ярко тенденция видна на примере супергеройских фильмов: «Мадам Паутина», третий «Веном», «Крэйвен-охотник» — все провалились в прокате и собрали плохие отзывы журналистов и зрителей. Наверно, самое яркое крушение произошло на Венецианском кинофестивале, где показали сиквел «Джокера» Тодда Филлипса, чей оригинал пять лет назад выиграл «Золотого льва» и собрал более миллиарда долларов в мировом прокате. В итоге критики похоронили экспериментальный мюзикл с Леди Гагой более чем за $200 млн. Последний гвоздь в крышку гроба забили зрители, которые отказались идти на фильм в кино, и он собрал чуть больше производственного бюджета.
Крепко устоять на ногах удалось только «Дэдпулу и Росомахе». Disney вместе с Райаном Рейнольдсом устроили такую обширную рекламную кампанию, что о фильме голосили из каждого утюга. Картина собрала $1,3 млрд в мировом прокате и стала одной из самых прибыльных в этом году.
В то же время хорроры очень комфортно ощущали себя как в широком прокате, так и среди синефилов, которые перестали быть основной аудиторией специфического жанра. Фильмы ужасов стали полноправным участником поп-культуры и подтвердили свое право на место под солнцем отличными показателями в прокате. В кинотеатрах прекрасно себя чувствовали не только сиквелы и приквелы всем известных франшиз «Тихое место: день первый», «Чужой: Ромул» или «Улыбка 2» и третий «Ужасающий», но и оригинальные авторские фильмы, такие как «Собиратель душ», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная» и «Субстанция».
Такая любовь к жанровому кино внушает хоть какую-то надежду на благополучный исход в будущем, но совсем небольшую — все-таки в этом году впервые в истории кино все фильмы в первой десятке по сборам оказались сиквелами.
Интриги, скандалы, расследования: несчастный Фрэнсис Форд Коппола…
Уходящий год был богат на разборки. Все началось с Фрэнсиса Форда Копполы и его многострадального «Мегалополиса», который он задумал еще 40 лет назад, долго искал финансирование на проект мечты и, не найдя смельчаков, решил вложить $120 млн собственных средств. Результаты его усилий представили на Каннском кинофестивале, где лента вызвала смешанные чувства у публики. Режиссера хвалили за изобретательность, не свойственную столь почтенному возрасту энергию (Копполе 85 лет) и за благородство идей, однако сама режиссура фильма, странные спецэффекты и диалоги, а также хаотичность сюжета у многих вызвали вопросы.
А еще вопросы начало вызывать и поведение живого классика на съемочной площадке. Методы Копполы были настолько неконвенциональными, что некоторые члены съемочной группы решили, будто режиссер подзабыл, как вообще снимают кино. Коппола подолгу сидел в своем кабинете и курил траву, пока вся команда ждала его решения, а также фривольно вел себя с танцовщицами в массовке, обнимал их и целовал, отчего иногда входил в кадр и его портил. Конечно, режиссер заявил, что это клевета и пообещал подать на журналистов в суд. А чтобы окончательно раздразнить критиков, дистрибьютор «Мегалополиса» Lionsgate опубликовал трейлер, в котором приводились цитаты критиков, ругающих предыдущие работы мастера. В итоге оказалось, что цитаты были сгенерированы ИИ, и трейлер пришлось с позором удалить. Стоит ли говорить, что фильм провалился в прокате, но это совсем не останавливает Копполу от планирования новых проектов.
…опороченная Блейк Лайвли…
Также нелегко в этом году пришлось Блейк Лайвли, которая сыграла главную роль в драме «Все закончится на нас», спродюсировала ее и поссорилась с ее режиссером Джастином Балдони. Перед выходом фильма в прокат в августе в прессе стали появляться статьи о том, что Балдони и Лайвли, по слухам, не поладили, разошлись во взглядах на окончательную версию фильма и в итоге промоутировали его отдельно. Балдони при этом давал серьезные интервью о домашнем насилии, а Лайвли отшучивалась от вопросов журналистов, предлагала зрителям «собраться девчонками, одеться в цветочек» и устроить поход в кино, а также рекламировала свою линию средств для волос.
После этой неприятной истории Лайвли подала на Балдони и его пиарщиков в суд. Оказывается, актриса не раз говорила о неподобающем поведении режиссера (он, например, вставлял в сценарий ненужные сексуальные сцены, входил в ее трейлер, когда она кормила грудью ребенка, и рассказывал про свой сомнительный сексуальный опыт), и ее вроде бы послушали, но потом в итоге инициировали настоящую кампанию по очернению репутации Блейк. Отсюда и все многочисленные статьи и посты в соцсетях, которые припомнили Лайвли все ее грехи. Эта история — лишнее напоминание о том, что Голливуд — место не для робких сердцем.
…и enfant terrible Хоакин Феникс
Казалось бы, главный фильм Хоакина Феникса в этом году — сиквел «Джокера». Однако внимание к актеру привлекла совсем другая история. Летом некоторые СМИ написали, что Феникс в последний момент выбыл из нового проекта Тодда Хейнса, что поставило съемки под угрозу. Хейнс писал сценарий вместе с Фениксом и с его подачи, поэтому без актера проект был невозможен. Фильм рассказывает историю о связи двух мужчин в 1930-е годы. При этом Хейнс утверждает, что во время работы над проектом актер убеждал режиссера «пойти дальше» в интимных сценах. В итоге фильм планировали делать в расчете на рейтинг NC-17 (самый строгий в системе оценки США).
Конечно же, у всех сразу возник вопрос: что заставило Феникса покинуть проект? Некоторые журналисты предположили, что актер просто струсил. В конце концов это далеко не первый раз, когда Феникс пытался уйти от профессиональных обязательств в последний момент — так случилось и с «Камон, камон», и с «Джокером», но режиссерам удавалось его уговорить вернуться. Продюсеры несостоявшегося фильма планируют подать на Феникса в суд и потребовать возмещения убытков — за подготовку к съемкам так никому и не заплатили.
«Воук» больше не интересен?
Приход Дональда Трампа означает не только новые бизнес-практики и снижение налогов, но и потенциально новую повестку для традиционно демократического Голливуда, который в большинстве своем на прошедших выборах президента США поддерживал кандидатку от демократов Камалу Харрис. Студии в Голливуде готовились к возможному изменению политических предпочтений заранее, и все больше американских журналистов стали отмечать, что американская киноиндустрия постепенно начала отходить от так называемой «воук»-культуры. Несмотря на то что официально такие крупные институты, как, например, американская академия, выступают за максимальную диверсификацию и инклюзивность, кажется, это не останавливает создателей крупнобюджетных фильмов.
Например, одна из популярных картин этого года рассказывает о либеральной ученой из Нью-Йорка, которая увлекается американским ковбоем-республиканцем, и после некоторой притирки друг к другу они вместе начинают гоняться за торнадо. Да, это сюжет популярного экшен-фильма «Смерч 2», который максимально напоминает боевики из 90-х с их помпезной американой и чуть ли не детским патриотизмом. Такой же отказ от какой-либо повестки демонстрирует «Головоломка 2», из которой убрали все намеки на альтернативную самоидентификацию героев. Некоторые журналисты предполагают, что тот самый «воукизм», который студийные боссы продавали аудитории на протяжении последних лет, больше не является прибыльной бизнес-моделью, и Голливуд все больше склоняется к нейтральным картинам без ярко выраженной политической позиции.
Также существует мнение, что повсеместная помешанность Голливуда на identity politics — не этап в эволюции кинематографа, а лишь фаза. Так что скоро многочисленные переосмысления старых франшиз типа «Одиннадцать друзей Оушена» или «Охотники за привидениями» с женским актерским составом будут восприниматься как устаревшие приметы ушедшей эпохи. Интересная теория, но не стоит забывать о том, что Голливуд инертен и реагирует на изменения политического климата с запозданием. Более того, производство, поставленное на рельсы диверсификации, что потребовало много времени и усилий, не так то просто быстро переоборудовать под якобы изменившиеся вкусы голливудских студийных боссов. В любом случае 2025 год станет новой площадкой для проверки этой теории.