Наивное киноискусство с бюджетом – полумертвый канон из голливудской Красной книги.
Сороковой год. Группа зэков разных национальностей, вооружившись картой из бересты, бежит из сибирского лагеря, решив взять курс на юг – через Монголию и Китай. По дороге они сражаются с волками, переходят замерзшее озеро по льду, штурмуют Гималаи и Великую Китайскую стену.
Основано на мемуарах польского заключенного, впоследствии признанных слегка не соответствующими действительности. Р аз в пятилетку должен выходить фильм, где голливудская звезда блеснет своим русским: Николь Кидман доводилось произносить «Иди на фиг», Вигго Мортенсен покорил российских зрителей фразой «Меня звали Пень». Теперь очередь замерзшего Колина Фаррелла с репликой «Хочу твой свитер». Жаль, в нашем прокате героев переозвучат, а кое-где, есть подозрение, и подкорректируют диалоги – мир, возможно, и пропустил пассажи типа «Всех, кому не нравился СССР, забирали в лагеря» мимо ушей, но у нас они прозвучат совсем уж смешно.
Таким образом, увы, нивелируется единственный позитивный эффект от этого фильма-анекдота – удивленный смех. «Ваша тюр’ма – Сибир’, а надзиратель – природа, и здесь она безмилостна!» – объявляет зэкам лагерное начальство. «Тебе не нравится быть на мороз, не так ли, ковбой?» – интересуется надзиратель у героя Эда Харриса, инженера-метростроевца по имени Мистер Смит.
«Он американец, а Сталин не любит иностранцев», – поясняет играющему польского интеллигента Джиму Стерджессу Марк Стронг, изображающий советского актера, которого посадили за то, что слишком привлекательно портретировал аристократию.
«А ето урки», – указывает он на Фаррелла, на груди у которого выбиты Ленин и Сталин. После того как герои бегут, режиссер «Хозяина морей» и «Берега москитов» дает волю этнографическим фантазиям – беглецы едят червяков, встречают в глухих лесах Сиршу Ронан в кепке, отбивающуюся рогатиной от компьютерных волков, гуляют с луками вдоль монгольских гор и преследуют миражи в пустыне. Кажется, они будут идти вечно, но когда поредевший отряд достигает Индии, двухчасовой фильм неожиданно обрывается: будто время передачи «Клуб кинопутешественников» подошло к концу, и сейчас появится Юрий Сенкевич – пообещать зрителям продолжение ровно через неделю.