Бодрое упражнение классика в жанре нуар.
Двое следователей прибывают в лечебницу на острове. Там содержатся психопаты-убийцы. Одна из них, женщина, утопившая своих детей, исчезла Растут тени, рвутся в клочья облака, туман укутывает зловещий остров. Вот-вот начнется буря. От старых камней лечебницы пахнет гнилью, из-за решеток слышатся злобные вопли, вокруг унылого дома ходят люди, похожие на призраков. Горит камин, и отблески пламени играют на холодных стенах. Боль пожирает воспаленный мозг, путаются мысли, кошмары сплетаются с реальностью.
«Остров проклятых» можно долго описывать в таком духе: он весь состоит из мрачных романтических фантазмов, из штампов фильмов жанра нуар 50-х годов. Подозрительные ландшафты и интерьеры, которые упоенно рисует Скорсезе, очень не нравятся его герою – хмурому следователю, приехавшему на остров близ Бостона, чтобы узнать, куда пропала пациентка из госпиталя для особо опасных умалишенных. Также ему не нравится, что психиатры в лечебнице выглядят еще пущими злодеями, чем пациенты (один к тому же немец – значит беглый фашист). И явно эти вурдалаки со шприцами замышляют что-то недоброе против него, следователя.
После «Банд Нью-Йорка», «Авиатора» и «Отступников» некоторые критики заявляли, что «старина Марти совсем спекся» (дословная цитата из частного разговора). «Остров…» опровергает это популярное мнение. Конечно, ДиКаприо в образе нервного следователя выглядит так, словно основным средством постижения роли стали две бутылки водки. Конечно, сенсационный финальный поворот сюжета угадывается в пределах первого получаса. Конечно, Скорсезе уже едва ли вернется к той форме, в какой находился, снимая «Таксиста» и «Бешеного быка», – но и творческая импотенция его пока не настигла.
Причем, кажется, в жанровом кино ему гораздо привольнее, чем в помпезных трехчасовых «Авиаторе» и «Бандах»: он резвится, с улыбкой вслушивается в адские музыкальные завывания, пританцовывает, нагоняя туман из специальной машинки, приговаривает «У-уу-у! У-у-у-у!» И ему приятно, и людям удовольствие.