Норвежская детская киносказка о недотепистом крестьянском сыне, который спасает принцессу от троллей
По традиции норвежский король должен выдать свою дочь замуж до ее восемнадцатилетия. В противном случае в горах проснется огромный тролль, который украдет принцессу и сделает ее своей женой. Когда принцесса Кристин отказывается выходить за датского принца и сбегает из дворца, тролль в самом деле просыпается и похищает девушку. Тем временем Эспен (Вебьёрн Энгер), незадачливый младший сын крестьянина, случайно сжигает семейную избушку. Денег на строительство нового дома у его отца нет, и фермер посылает Эспена и его старших братьев на поиски принцессы, за спасение которой король пообещал огромную награду.
В то время как дети всего мира читают сказку о Золушке, норвежские дети учатся читать по сказкам о парнишке по прозвищу Золушок (то есть тот, кто сидит дома и поддерживает огонь в очаге, пока семья работает на улице). Этот герой кажется слабым, глупым и «витающим в облаках», но в трудную минуту он превосходит молодцеватых старших братьев за счет нестандартного мышления и душевной чуткости.
Будь Норвегия мощной кинематографической державой, в ней бы регулярно выходили картины и мультфильмы о Золушке. Но так как масштабные сказочные постановки для норвежцев, как правило, слишком дороги, то лента Миккеля Бренне Сандемусе «Эспен в королевстве троллей» – уникальная попытка воздать Золушку должное на большом экране, с современными спецэффектами.
Поскольку «Эспен» не опирается на национальную традицию аналогичных лент, создатели картины не решились на ироничные постмодернистские игры в духе голливудского «Шрэка» или нашего «Последнего богатыря». Сандемусе снял традиционную, нарочито старомодную сказку, где принцесса порой проявляет боевитость, но в основном смирно изображает «деву в беде», а центральный персонаж геройствует в обычном для Золушка стиле. То есть помогает лесной ведьме, спасает братьев от уродливых фей, находит норвежский вариант меча-кладенца… И в конце концов побеждает тролля за счет мужества, хитрости, знания легенд и предусмотрительного подбирания по дороге сломанных и вроде бы ненужных вещиц. Знаете анекдот про «Не пригодилось!»? Эспену мусор пригождается.
По понятным и простительным для норвежского фильма финансовым причинам гигантского компьютерного тролля «Эспен» показывает по минимуму. До кульминационной схватки его появления на экране можно пересчитать по пальцам. Поэтому на протяжении большей части фильма протагонистом служит не монстр, а человек с душой чудовища. Датский принц со своими прихвостнями тоже ищет принцессу, но думает лишь о том, как на ней жениться, отделаться от нее и прибрать к рукам норвежское королевство. Иностранец ведет себя как негодяй, и главному герою даже приходится с ним сражаться в лучших традициях мушкетерского фехтования.
Как видите, «Эспен» следует всем жанровым законам, отказывается от политкорректности и проповедует патриотизм. В норвежской либеральной прессе от этого «выбило пробки», но для нас такой подход к сказочному кино скорее достоинство, чем недостаток. К тому же «Эспен» напоминает те советские и европейские сказочные ленты, которые мы так любили до 1990-х, и у наших взрослых зрителей норвежская картина может вызвать приятную ностальгию.
Однако старомодность и малобюджетность ленты – это еще и минус. По нынешним меркам «Эспен» недостаточно динамичный, эффектный, увлекательный и изобретательный. Его персонажи не особенно занятны, а его простенький юмор не слишком смешной. Так что в России, где нет особенной привязанности к Золушку, это картина для нетребовательных малышей и для аудитории постарше, которая хочет познакомиться с норвежским фольклором. Еще «Эспен» дает полюбоваться потрясающими горными пейзажами, за которые так и хочется повысить фильму оценку. Но это было бы несправедливо по отношению к кинематографистам из тех стран, которые природа не украсила так щедро, как страны, где снималась картина.
С 7 декабря в кино.