Продюсер «Иронии судьбы. Продолжения» Анатолий Максимов рассказывает о связи любви и праздника, спецэффектах фильма, Платоне и «Крестном отце».
-- Что для вас «Ирония Судьбы»?
-- Гениальное открытие – как связаны праздник и любовь. Это уникальный фильм. Мы разбирали его по кусочкам – это очень мощная, прорывная идея.
Что происходит с людьми в обыденной жизни? Они набирают постоянное долженствование, тотальный детерминизм. «Надо это, надо то, квартира, зарплата». А праздники – сакральное время, когда может произойти чудо. В мире потерянной религиозности, или, скажем так, раненой религиозности, эту функцию несут светские праздники. Но у нас остался праздник, который разделяют все – Новый год. 7 ноября и 8 марта не всех можно было заставить праздновать. Новый год был единственным общим знаменателем, он выполнял функцию вот этого сакрального ощущения, когда человек мог стать другим.
Как это связано с любовью? Любовь – процесс химический, а люди химии не очень доверяют, они физику понимают. Сломалось – надо чинить. И когда они понимают, что столкнулись с чувством, как правило, они его пытаются померить линеечкой, на весах… А это клубящееся чувство, внутреннее, в обыденной жизни шансы потерять его как никогда велики. Чудо этого фильма, чудо сценария этого фильма (Рязанов-Брагинский) состоит в том, что они дали ключ к решению того, как праздник и сакральное время открывают настоящего человека, и этот настоящий человек делает настоящий выбор. Для меня «Ирония Судьбы» – настоящее чудо. Открыт природный алгоритм целого народа. Игла попала настолько точно, что аж свело все, hit the nerve.
-- А вы не считаете, что это на самом деле трагическая история? Серьезные и очень взрослые люди, далеко за тридцать решили встретить вместе Новый год, а потом и пожениться, и тут появляется пьяное нечто из Москвы и все рушит…
-- С точки зрения физики так и есть. С точки зрения ежедневной практики, это вообще кошмар и трагедия. Но с точки зрения химии, если посмотреть в другом разрезе – наоборот. Чуть-чуть человек не совершил механическое действие, и из-за того, что было волшебное время, вдруг проступили знаки, которых он не видел.
--Кто вам ближе всех из старых героев «Иронии судьбы»?
-- Мне нравится весь сет. Я получаю высокое наслаждение от самой гармонии.
-- Ну хорошо, а с кем вы себя ассоциируете как зритель?
-- Когда мы уже начинаем думать о фильме, анализировать его, мы начинаем говорить: «Какой был положительный Ипполит! Что ж она с собой сделала!» Чаще всего об этом говорят женщины, разумеется. Но это уже кино кончилось, магия ушла. Но пока действует магия – мы это он, странный, нелепый Женя Лукашин.
Кино – уникальный опыт, когда совпадают идеи и эмоции. Для чего существуют рассказчики? Они устраивают такие опыты людям. Погружаясь в кино, находясь в этой легкой кататонии, человек переживает это как свой жизненный опыт. Платон требовал изгнать из города Афины всех рассказчиков и поэтов. Нечестно! Он идеи давал, а они идеи вместе с эмоциями рассказывали, а это спекуляция, это нехорошо.
-- Найдутся люди, которые скажут, что вы разрушили любимую сказку их детства. Особенно если учесть, что, судя по всему, в стартовой ситуации нового фильма Женя с Надей расстались.
-- Поживем – увидим, – сказала мама…
-- …и, как всегда, оказалась права. Что вы можете сказать этим людям, которые за вас на это обидятся?
-- Обижаться не посмотрев – смешно, для тех, кто этого фильма не видит – его нет. Мы попытались свести время в один луч. Взять тех героев, увидеть, что произошло за это время. Целая жизнь прошла – а они есть. Важно не то, вместе они или отдельно, важно то, что пока они живы – ничего не потеряно. Это самостоятельная история, которая, как представляется сейчас мне, является продолжением той. Нельзя продолжать сказку после слов «и они жили долго и счастливо». Но в той сказке никто этого не сказал. Это очень важная точка, ее придумал Константин Эрнст: «С чего вы взяли, что они будут жить вместе? Посмотрите, ночь кончилась. Это нормально».
И в это отточие мы вошли, мне кажется, органично, во всяком случае, Мастер – Эльдар Александрович – не ругался. Он читал сценарий, видел сцены – окончательного монтажа до сих пор нет. И когда мы встали на несколько лет со сценарием, он спросил: «Что, не будете делать? Все, вам неинтересно?». Я понял, что что-то зацепило его в том сценарии. Некоторые фильмы требуют продолжения. Второй «Крестный отец» лучше первого – не то, чтобы у нас были такие амбиции. Мы ходим создать свое кино, связанное с той традицией, с тем временем. Если не будет Нового года, то идентичность народа исчезнет.
-- Правда ли, что в этом фильме спецэффектов больше, чем в «Дневном дозоре» (2005)? Где там спецэффекты?
-- Пока не раскрываем, но думаю, что рано или поздно проговоримся. Это довольно интересная история, она почти никак не влияет на сюжет. Если говорить о режиме режиссера, это Unplugged, чистая акустическая гитара. Тем не менее, сделана огромная работа, 800 с лишним компьютерных сцен. Кто-нибудь проговорится, но не я.
-- Как выйдет фильм? Это же должна быть массированная маркетинговая атака. Сколько будет экранов?
-- Расписано рекордное количество копий, вместе с Украиной – 1115. Ожидание высокое, прокатчикам самим интересно. Мы очень просим прийти в кино. Главные задачи – не потерять молодую аудиторию и заинтересовать возрастную. Взрослые люди просто не ходят в кино. Что, они «Хостел» /Hostel/ (2005) придут смотреть? Потом не отплюются. Нужно создать баланс, который не оскорбит их. «Что, меня за мои деньги пошлют по матери, покажут кровищу…» Господствующая сейчас в Америке и в мире трэш-тенденция связана с грандиозным бэби-бумом 80-х. Рейганомика дала огромный рост рождаемости. В голливудских студиях сидят седые дяди и думают – «чтобы заинтересовать молодых, нужен молодой режиссер, 48 лет режиссеру – это отстой». А пубертное восприятие замешано на крови и насилии.
Естественно не весь мир обожает это. У нас сегмент аудитории, которой нравится, что там происходит, исчерпан. Кинотеатры строятся, а аудитория не расширяется. Россия – очень немолодая страна, поэтому за счет молодежи прирост невозможен. Надо привести в кино людей, которые давно туда не ходят. «А как туда билеты покупать? Надо заранее бронировать? А там по мобильному разговаривают… да нафиг надо, я лучше по телевизору посмотрю». А по телевизору-то и не посмотрите!
-- Телеправа отложены на 2 года…
-- Везде, на всех территориях, не только в России. Возрастная аудитория должна быть заинтересована пойти в кино. Кроме того, есть художественная правда: когда этот фильм начали показывать, его не прерывали рекламой. Это такая деликатная, тонкая вещь, как только туда какой-нибудь любой товар засунут хороший, тут же вся магия уйдет. Его первый раз надо смотреть целиком. У нас телевизор – такой девальватор. Не надо искать, не надо никуда ходить, все покажут, да никуда они не денутся!
Денутся!
Очень важно для нас сейчас не переорать по рекламе. Чем ближе к Новому году начнется раскрутка этого фильма – тем лучше. У нас традиция елки в ноябре смотрится пока диковато – так же и этот фильм выйдет совсем близко к Новому году. Мы его запускаем 21 декабря, чтобы можно было посмотреть этот фильм и зарядиться ритмом Нового года – если он там есть.
-- Будет продолжение?
-- Не мы.