Экскурс в историю открытия искусственного оплодотворения.
На Netflix дебютировала фестивальная драма «Джой» — педантично сделанная британская открытка с идейной важностью, старомодной предсказуемостью и набором эмоциональных ухищрений. Лента чудом избегает наглых манипуляций зрителем и оставляет впечатление лаконичного и бесхитростного онлайн-урока на тему первого в мире ЭКО — репродуктивной методики, позволяющей зачать ребёнка в случае бесплодия.
Идея изобретения принадлежала трём героям: учёному Роберту Эдвардсу (Джеймс Нортон), гинекологу Патрику Стептоу (Билл Найи), а также лаборантке и эмбриологу Джин Пёрди (Томасин МакКензи), чей вклад закономерно игнорировался на протяжении долгого времени. В 1978 году трио из города Олдем в графстве Манчестер создали первого «ребёнка из пробирки» — девочку Луизу Джой Браун. Открытие сопровождается остракизмом со стороны коллег-врачей, возмущённых обывателей, семьи и церкви, считавшей противоестественным давать матерям второй шанс на рождение ребёнка.
Научное открытие непременно нарушает размеренный быт персонажей, пока те методом проб и ошибок входят в историю. «Джой» поступает мудро и фокусируется в первую очередь на Пёрди, её попытках помочь сотням родителей и себе самой. Заниматься репродуктивным здоровьем в эпоху замалчивания — смелый и даже отчаянный шаг, ставящий под угрозу статус Пёрди как дочери и христианки. Узнав о её излишне прогрессивной деятельности, мать (Джоанна Скэнлэн) фактически изгоняет Джин из дома и прекращает общение. В церкви, прихожанкой которой является Пёрди, советуют покаяться, ведь на всё воля Божья (и на бездетность в том числе). Открытие ЭКО имеет для лаборантки ещё и личное значение: она страдает от эндометриоза — патологии, при которой клетки матки разрастаются за её пределы. Женщина не оставляет попыток забеременеть даже в случае разрушения связей с любимым человеком. Так, например, Джин вынуждена ответить отказом на предложение выйти замуж, поскольку не уверена, что её открытие сработает.
Новозеландка МакКензи, знакомая аудитории по «Прошлой ночи в Сохо» и инди-откровению «Не оставляй следов», выступает в качестве главного ориентира «Джой». Её проникновенная, всегда мотивированная работа перекрывает шаблонность ленты. Опорой актрисе служат энергичный Нортон и стандартно ворчливый Найи — британцы оживляют схематичный сценарий Джека Торна («Чудо») и вымученную режиссуру Бена Тейлора («Сексуальное просвещение»), для которого лента стала полноценным игровым дебютом.
ЭКО давно стало частью медицинской практики, хотя отношение к процедуре в мире остаётся неоднозначным. Авторы полагают, что для успеха им хватит заявленной актуальности, поэтому вместо воображения прилежно используют медицинские термины, с выражением цитируют интернет-источники. Кроме благодарности докторам, манипулятивного саундтрека и плоских диалогов «Джой» предложить решительно нечего. При этом саму Луизу Джой Браун и её мать создатели сводят до незначительных камео и не упоминают до самого финала — странный, ничем не оправданный выбор для ленты, названной именем девочки, навсегда вошедшей в историю.