Марион Котийяр в документальной драме Моны Ашаш, которая с помощью архивных документов пытается реконструировать жизнь своей матери.
Режиссерка Мона Ашаш сидит в окружении фотографий и дневниковых записей, оставленных матерью после самоубийства. Постановщица роется в архивных материалах, ищет ответы на вопросы и воссоздает жизненный путь Кэрол Ашаш. Помогать ей в этом будет Марион Котийяр: актриса перевоплощается в несчастную женщину, чтобы Мона смогла наконец попрощаться.
Мировая премьера «Маленькой девочки в голубом» состоялась на Каннском кинофестивале в 2023 году. Весточки с Лазурного берега то и дело добираются до отечественного проката, но детище Моны Ашаш не похоже на обыкновенную фестивальную ленту. Первое сравнение, приходящее на ум, — нежный дебют Шарлотты Генсбур «Джейн глазами Шарлотты»: Ашаш тоже рисует интимный портрет мамы в попытках увидеть в родительской фигуре отдельную личность. Но, в отличие от Генсбур, режиссерка представляет на экране смесь документального и художественного жанра, отчего «Маленькая девочка в голубом» выглядит экспериментальным зрелищем и даже попыткой обновить киноязык. Но в первую очередь эклектичная картина в синих тонах — предельно личное произведение о переживании горя и надежде найти ключ к сердцу близкого человека.
Учитывая, как много материалов оставила после себя мать Ашаш, постановщица могла с легкостью снять традиционный документальный фильм с говорящими головами. Быть может, привычный формат даже лучше раскрыл бы зрителям биографию малоизвестной интеллектуалки. Но опять-таки творение Моны — запоздалый сеанс семейной психотерапии, который необходим прежде всего авторке. По этой причине в начале картины в квартиру Ашаш приходит Марион Котийяр. Режиссерка вручает оскароносной актрисе одежду, бусы, очки и даже парфюм матери: с этой минуты французская звезда постепенно трансформируется в другую личность. Ашаш не дает артистке времени на перерыв: даже чай Котийяр должна пить так, как это некогда делала Кэрол: причмокивая и производя много шума. Никто не сомневался в мастерстве Марион, но то, как актриса постепенно переживает метаморфозы и превращается в совершенно другого человека, вызывает сильное впечатление. Котийяр читает вслух дневниковые записи, играет Кэрол во время реконструкций интервью и бесед со знакомыми, смотрит в глаза Моны и позволяет себя обнять.
Так кто же такая Кэрол Ашаш? Ее жизнь могла бы лечь в основу исторической драмы об эпохе 1960-1970-х. Француженка росла в интеллектуальной среде: мать Кэрол Моник Ланж — писательница и сценаристка, которая водила дружбу с литераторами Уильямом Фолкнером, Маргерит Дюрас, Жаном Жене. Но бурную жизнь Кэрол сложно назвать счастливой. Создается ощущение, что женщина так и не нашла себе места в мире: писательство, актерство, фотография — Ашаш попробовала себя в разных сферах, но осталась потерянной и неприкаянной. Мона ищет ответы в детстве и молодости матери, которые таят в себе множество травм: Кэрол подверглась насилию со стороны Жана Жене, а после стала зависимой от наркотических средств и занялась секс-работой. Как оказалось, исследование семейного древа — нечто наследственное в фамилии Ашаш. Если режиссерка сняла фильм, чтобы справиться с самоубийством родителя, то Кэрол написала книгу об отношениях с собственной матерью. Две женщины с разницей в несколько десятилетий разбираются в скелетах в семейных шкафах, рефлексируют о детстве и поколенческой пропасти, из фрагментов прошлого вырисовывают портрет самого близкого человека.
«Маленькая девочка в голубом» — семейный сундук секретов и боли, в который на протяжении полутора часов погружается Мона Ашаш. Вычитывая заметки матери, режиссерка рассказывает зрителю душераздирающую историю о цепочке насилия, вечном желании быть принятым, непрекращающемся поиске себя, прощения и, разумеется, любви. «Почему всегда есть надежда, что меня поймут после смерти?» — возникает вопрос в одном из файлов в ноутбуке. Хочется верить, что Мона разглядела истинное лицо матери, а Кэрол наконец была услышана и понята. Как минимум своей дочерью.