Результаты кассовых сборов – это вам не выборы, тут вбросов не наделаешь, карусели не пустишь, домашними скачиваниями своего «кандидата» не поддержишь. Цифры касс кинотеатров сухи и беспристрастны
5. «Сноуден» – типично «оскаровское» кино.
Каждый год в феврале случается маленький киношный бум – прокатчики буквально за пару-тройку недель вываливают на зрителей претендентов на «Оскар», зрители, не терпящие попкорновой публики, срочно качают себе номинированные ленты, просмотр отмеченных лент отнимает немало времени. Я предлагаю вам освободить два часа своего февральского времени и посмотреть «Сноудена» сейчас, на большом экране, потому что уверен – ленту отметят киноакадемики. Конечно, стопроцентной гарантии попадания в номинанты сейчас не даст никто и никому (хорошо, «Ла Ла Ленд» – исключение), и большая часть аналитиков не включают картину Стоуна в число претендентов на главную кинематографическую награду Америки. Однако шансы у «Сноудена» есть и на несколько номинаций, и даже на пару наград, но об этом чуть позже. Сейчас же я хочу отметить тот неоспоримый факт, что «Сноуден» снят по самым распространенным оскаровским лекалам, и если вы верите во всемирный заговор киноакадемиков, то вам это должно быть очевидно. Во-первых, у руля проекта стоит большой режиссер, во-вторых, им поднята больная тема, в-третьих, картина рассказывает о противостоянии личности и системы (или стихии, смотря как вы воспринимаете государство). Ленты с таким «замесом» становятся обладателями титула «лучший фильм года» с завидным постоянством. Ну, или оказываются в номинантах хотя бы. Прошлогодние «Шпионский мост», «Выживший» и «Марсианин» – ментальные близнецы-братья фильму Стоуна, недавние победители «Операция “Арго”», «12 лет рабства» и «Бердман» – все та же схема: один против всех, через тернии к собственному представлению о красоте, справедливости, правде. Единственная проблема – переборщить киноакадемики тоже не захотят, а фильмов с подобным посылом в числе номинированных всегда предостаточно. Но у «Сноудена» есть и преимущество – год в США выборный, и политика может оказаться интереснее космоса, заснеженных прерий или экскурсов в далекую историю.
4. Лента Стоуна – крепкое жанровое кино.
К Оливеру Стоуну можно относиться как угодно, но отрицать его безусловный талант сценариста и постановщика невозможно. Даже те его картины, которые не принято называть «шедевральными», смотрятся на одном дыхании, оправдывая каждый потраченный вами на билет рубль и наполняя удовольствием каждую минуту, проведенную в кинозале. «Сноуден» при всей скромности постановки не уступает, например, в динамике «Особо опасным». Это крепкий шпионский триллер, запросто затыкающий за пояс, скажем прямо, далекую от совершенства, но схожую по направлению «Пятую власть». Это вдумчивое кропотливое расследование, на фоне которого «Игра в имитацию» выглядит беллетристикой. «Сноуден» способен вас удивить если не грандиозными взрывами и затяжными перестрелками, то игрой умов и противостоянием характеров. Такое кино вообще редко появляется, а уж с качеством Стоуна это и вовсе уникальный самородок. Разумеется, если вы страстный поклонник многомиллионных компьютерных битв Железного человека и Супермена, шастающий с флешкой по этажам офисного здания самозабвенный очкарик вас вряд ли восхитит, но для всех остальных лента станет настоящим подарком – напряженное действие, тем более захватывающее фактом реальности происходившего. Да, главный герой действовал просто и даже топорно, никаких тебе гуттаперчевых спусков а-ля Итан Хант, никаких смокингов и мартини с водкой, как у Бонда. Но в том и прелесть «Сноудена» – зло не всегда надевает черный плащ, а добро не обязательно выглядит завсегдатаем фитнес-клуба. Да и поди-ка разберись, где добро и зло в этом запутанном мире. Так разве ж можно пропустить такое кино?
3. Стоун – это Стоун.
Откровенно говоря, режиссеров уровня Оливера Стоуна сегодня можно если не пересчитать по пальцам, то легко упаковать в Топ-20. А учитывая то, что свои новые проекты они не штампуют, как Вуди «Фильм-в-год» Аллен, упускать возможность лично увидеть очередное мастерское высказывание лучших из лучших – это просто недостойно подлинного любителя кино. К Стоуну может быть тысяча вопросов, и то, что свои последние награды и номинации он получал в середине 1990-х, заставляет задуматься, но свой талант и умелые руки постановщик и сценарист не пропил и не стер на дешевых коммерческих проектах. Наоборот, именно Стоун продолжает раздражать американский истеблишмент то новыми лентами, то интервью, то поездками по «Империям Зла». Пожалуй, лишь Майкла Мура можно сравнить по тому объему критики, которая обрушивается на Стоуна с каждым его высказыванием. И это только в США, но Оливеру непросто и в остальном мире. Как бы вы ни относились к США, Стоун остается американцем, пусть и иначе глядящим на политику своей страны. И в этом прячется еще одна причина посмотреть «Сноудена» – Оливер Стоун показывает альтернативную Америку. Не плохую или хорошую, а просто другую, и зачастую показывает ее так, что это не нравится самим американцам. Так что будь вы хоть истовым патриотом России, хоть «печенюшечным подпиндосником», для вас приготовлено отличное зрелище, которое слабо укладывается в формат новостей, независимо о того, Первый канал их транслирует или Дождь. Если и это вас оставило равнодушным, вспомните, что Стоун намерен в скором времени продемонстрировать и свое мнение о Владимире Путине, и «Сноуден» здесь – та замочная скважина, через которую можно разглядеть первые очертания отношения постановщика к нашей стране.
2. Джозеф Гордон-Левитт – звезда, достойная специального похода в кино.
Соглашусь, объявление Джозефа Гордона-Левитта исполнителем главной роли в фильме об Эдварде Сноудене у многих вызвало недоумение – Джозеф не особо похож на беглого разведчика чисто физически. Но фотографическое ли сходство самое главное в подобном фильме? История Голливуда знает десятки примеров того, как историческим персонажам, в угоду публике или подстраиваясь под определенного актера, меняли не только цвет волос, но и расу. И ничего – «Лоуренса Аравийского», «Король и я» или «Буша» того же Стоуна мы смотрим и радуемся. Потому что по-настоящему талантливая биография состоит не из дословного изображения кадров кинохроники и «оживления» картин и фотографий. В хорошем фильме этого жанра важно уловить дух, мотивацию, смыслы героя, а для этого нужен действительно талантливый актер, пусть и имеющий иную форму носа или ушей. Джозеф Гордон-Левитт – безусловная звезда, один из самых одаренных актеров своего поколения, он одинаково безупречен в многомиллионных блокбастерах и «копеечных» независимых постановках, в большом актерском ансамбле и один на один с зеленым экраном, в форме готэмского полицейского и сюртуке сына Авраама Линкольна. Сложно себе представить, кто лучше бы подошел на роль Эдварда Сноудена, а главное – кто бы справился лучше Гордон-Левитта. А в том, что Джозеф справился, нет ни малейших сомнений. Его герой живой и правдивый. У него свой взгляд на справедливость и чистоту политики, но это, безусловно, герой, сыгранный со всей душой, без оглядки на то, чем может обернуться перевоплощение в «предателя». Даже если тема фильма от вас далека и о Стоуне вы имеете весьма смутное представление, сходите посмотреть на игру актеров – Мелисса Лео, Том Уилкинсон, Закари Куинто, Рис Иванс, возглавляемые Джозефом Гордоном-Левиттом, подарят вам два незабываемых часа, подлинное кинонаслаждение.
1. Проблема утечки данных – это актуально и важно.
Вы не обратили внимания на то, что в наш прокат с перерывом в неделю выходят сразу три фильма о несовершенстве современного представления о защите информации? Следом за «Сноуденом» в кинотеатрах появится триллер «Искусственный интеллект. Доступ неограничен», рассказывающий о том, как кибертеррорист с помощью высоких технологий и нарытого компромата осаждает дом крупного бизнесмена, а затем зрители смогут увидеть отечественного «Коллектора», где главный герой зарабатывает на жизнь тем, что роется в самом грязном белье и угрожает своим жертвам той информацией, что получил. Все три картины указывают на важную проблему в нашей общей жизни – мы стали слишком открыты и информационно доступны, а ведь точно подобранное слово и вовремя слитая информация могут оказаться оружием пострашнее ножа и пистолета. День за днем мы читаем новости о взломе почты политиков и похищении данных спортсменов, интимные кадры звезд кино взрывают соцсети, а украденные фото обывателей доводят их до самоубийства. Мы практически безоружны не только перед интернет-преступниками, мы часто становимся жертвами не слишком утруждающего себя исполнением собственных законов государства – одни только продающиеся на радиоразвалах диски с базами налоговых чего стоят. На этом фоне, разумеется, подогрет интерес не только к боевикам о добрых спецназовцах, накрывающих коррупционеров, посягнувших на приватные данные, но и подобные «Сноудену» и «Пятой власти» ленты о тех, кто заострил внимание на событиях, приводящих к вмешательству в вашу личную жизнь посторонних. Вы отмахнетесь, мол, кому нужны мои фото из смартфона или кто захочет знать, каким маршрутом я каждый божий день еду из дома на работу и обратно. Все так. Если только вы не ставите права человека выше других прав. Именно об этом заставляют задуматься разоблачения правительственных прослушек и утечек, именно желание остановить беспредел двигало Сноуденом. Оливер Стоун, как и положено большому мастеру, пробил точно в цель, а в чем-то даже опередил время этим своим фильмом. При любом раскладе событий в будущем, Эдвард Сноуден написал важную страницу в книгу истории человечества. И знать о ней нужно, если не по документам и прямым источникам, то хотя бы по фильму – сделанному тщательно и правдиво.