Мрачная, атмосферная история расследования цепочки убийств, которое ведет психиатр, ищущий связь между патологиями своих пациентов и зловещими нераскрытыми преступлениями
Нью-Йорк, конец XIX века. Доктор Ласло Крайцлер ведет исследования в области психологии, пытаясь найти закономерности в поведении убийц и их жертв. Методы доктора не слишком приветствуются обществом и властью, однако череда нераскрытых зловещих убийств заставляет полицию Нью-Йорка обратиться к психиатру за помощью. Вместе со своим старинным другом художником Джоном Муром и секретарем штаб-квартиры нью-йоркской полиции Сарой Ховард Крайцлер берется за расследования, используя самые передовые наработки мировой криминалистики. Поиск таинственного маньяка становится для психиатра причиной настоящей одержимости – ведь только прочувствовав все эмоции, поняв все стремления и цели убийцы, Крайцлер сможет раскрыть личность преступника.
Не будет преувеличением сказать, что своим «Настоящим детективом» Ник Пиццолатто и Кэри Фукунага если не перевернули, то существенно встряхнули современное телевидение. Оказалось, что философия в сериалах не возбраняется, жонглирование годами и географией делает повествование сложным, но увлекательным, а нетривиальные персонажи, при всем к ним отвращении, вполне могут восприниматься настоящими героями. Неудивительно, что следом за гениальным первым сезоном «Детектива» зрители стали ожидать чего-то подобного и от других шоу, и телевидение старательно «подкармливало» аудитории любопытными проектами – от «Табу» до «Охотника за разумом», – но все мы ждали возвращения самих авторов культового сериала. Наконец заветный час настал: канал TNT выпускает в эфир восьмисерийную криминальную драму «Алиенист», идейным вдохновителем которой выступает Кэри Фукунага.
Прежде чем говорить о том, станет ли «Алиенист» полноценной заменой «Настоящему детективу», стоит разобраться, на что же замахнулся Фукунага. А нацелился он на весьма любопытное явление как в истории, так и в искусстве – основой сценария сериала стала серия книг (точнее, пока только первый роман) военного историка Калеба Карра о становлении криминальной психиатрии и поиске новых методов раскрытия преступлений в Америке конца позапрошлого века. Да, в какой-то мере нам снова предлагается обратиться к теме так называемых «профайлеров», специалистов, которые по следам на месте убийств и нападений создают психологический портрет маньяка, что недавно демонстрировал Дэвид Финчер в своем «Охотнике за разумом». Только Карр и Фукунага отправляют нас не в 60-е, а в еще более ранние годы, когда само понятие психиатрии вызывало у публики скепсис.
Героями книг, а теперь и телешоу стали несколько утрированные, но весьма выпуклые персонажи. Доктор Ласло Крайцлер – далеко не самый приятный тип, но талантливый психолог и к тому же человек, чья отвага граничит с безумством, ему ничего не стоит войти в камеру к убийце или в одиночку броситься в погоню за кровожадным маньяком. Старый университетский друг Ласло, ныне иллюстратор Джон Мур – человек гораздо более тонкой душевной организации, хотя и не без своих секретов в шкафу. Наконец, завершает троицу гордая Сара Говард – первая женщина, поступившая на службу в полицию, из-за чего ей постоянно приходится выслушивать снисходительные шуточки коллег, густо замешанные на сексизме. Компания подобрана любопытная, хотя и несколько клишированная – понадеемся, что авторам сериала удастся раскрыть характеры необычным образом и удивить зрителей хитрыми ходами.
Отдельно стоит отметить атмосферу удрученного жестокими преступлениями Нью-Йорка. Это, конечно, далеко не грязный Лондон Тома Харди из «Табу», но еще и не лощеная столица мира, город мрачен, загадочен, суров и неприветлив, его наполняют странные люди всех возможных национальностей, вероисповеданий и моральных ценностей, поэтому набирайте в легкие побольше воздуха – погружаться придется в весьма зловонную смесь. Но это и интересно – у нас уже были сериалы о хирургах, проститутках, детективах, ученых, ворах и убийцах того непростого времени, почему бы теперь не последить за художником и психиатром, ищущими закономерности в том, что остальным кажется всего лишь незначительными деталями на теле жертв.
Нет, по пилоту говорить о том, что «Алиенист» превосходит «Настоящий детектив» или хотя бы дотягивается до его высот, нельзя, все-таки тот сериал был слишком сильно отличающимся от всего ранее выходящего. У «Алиениста» же есть совершенно отчетливые аналоги, что, впрочем, не делает шоу предсказуемым, а скорее наоборот – оставляет простор для чаяний зрителя, по-прежнему всецело доверяющего вкусу и таланту Кэри Фукунаги.