С почти двухлетним опозданием выходит "Незнакомка" Джузеппе Торнаторе -- триллер в стиле "барочный Хичкок" про украинскую эмигрантку, где Микеле Плачидо играет монструозного сутенера, а Эннио Морриконе делает заход в Чайковского. Главную героиню сыграла Ксения Раппопорт.
Зажиточный итальянский городок. Украинка Ирина (Ксения Раппопорт) – гастарбайтерша "за тридцать" с тяжелым порнографическим прошлым, но с лицензией на трудовую деятельность и приличным знанием языка – устраивается на должность уборщицы в богатый кондоминиум поближе к ювелирам, на которых, похоже, строит планы. Арендует напротив заброшенные апартаменты, откуда следит за квартирой, где за полкой с обувью спрятан монументальный сейф с золотыми украшениями. Для пущей конспирации вывешивает за окно горшки с цветами. Сбрасывает с лестницы старушку-няню, чтобы войти в доверие к хозяевам сейфа семье Адакер. Становится для их дочки второй мамой. Мучается флэшбэками, где ее насилует жуткий лысый сутенер по кличке Плесень (Микеле Плачидо) – порезанный ножницами монстр, который объявляется в городе собственной персоной, страшно хрипит и требует назад большую сумму краденой наличности.
"Незнакомка" Джузеппе Торнаторе добралась до родины (Украины ли, России – один бес для зажиточных итальянских городков) с приличным двухлетним опозданием. "Серебряного Георгия" и приз зрительских симпатий она получила еще на прошлом ММКФ – вдогонку к пяти статуэткам Давида работы Донателло, вручаемым за лучший итальянский фильм. Впрочем, лучшим нацпродуктом без срока годности посчитали "Незнакомку" и сами итальянцы, отправив картину на юбилейный "Оскар". В послужном списке Торнаторе американская статуэтка, кстати говоря, уже имеется: после "Кинотеатра "Парадизо", пока публика не переключилась на бениньевскую "Жизнь прекрасна" /Vita e bella, la/ (1997), пассионарный сицилиец все 90-е отдувался за итальянское кино в гордом одиночестве, так что рубеж третьего тысячелетия его "фиат" форсировал уже с сильно перегретым двигателем. После "Малены" и Моники Белуччи, весь фильм покачивавшей бедрами перед возбужденными тинейджерами, Торнаторе взял тайм-аут на пять лет и вернулся с блестящим триллером, где Микеле Плачидо мучает славянских путан чуть ли не щипцами, санта-клаусы цинично бьют прохожих в подворотне, старухи падают с винтовых лестниц с жутким грохотом, и тревожно маячат в окне напротив горшки с геранью.
Представьте, что посреди музейной итальянской площади на вас ни с того ни с сего напал и начал излагать жутчайшую историю экспансивный южный джентльмен, то хватая за грудки, то демонстративно отбегая, переключаясь с угроз на оперные арии, воздевая руки, патетически рыдая и жутко хохоча, там-сям для убедительности вставляя Станиславского, но заставляя верить каждому слову, позе и выражению лица, даже если за переводчиком и полицией нужно бежать за два квартала. Таков барочный метод Джузеппе Торнаторе, вовсе не клипмейкера, но с чьей "Незнакомки", где сцены длятся не больше пяти секунд, а сюжетные повороты форсируют с ходу, не переключая скорости, зритель выходит в состоянии полнейшего физического изнеможения. Большая редкость для не очень-то щедрых зрелищ сегодняшнего дня. Здесь все отлично поработали. Монстр Микеле Плачидо готов каждую секунду выдать гранд-гиньоль, залив камеру кроваво-красной пастой. Эннио Морриконе, в чей мини-концерт неуклонно эволюционирует каждый фильм с его участием, выдает пронзительные темы с душераздирающими заходами в Чайковского. Наконец, наша Ксения Раппопорт – главное украшение картины, чью путану с младенцем итальянцы одобрили своим Давидом совсем не зря.
Критики от такой эксплуатации плоти и чувств обычно морщатся, но мы не будем брать греху на душу и отпустим "Незнакомку" с миром и самыми лучшими рекомендациями.