Для боевика «Убийца» слегка суховат, но как драма вполне себе работает. Удачные актерские работы, несколько мощных сцен и напряженный финал не позволят заскучать при просмотре, да и забыть ленту сразу по выходу из кинозала не получится
В приграничном с Мексикой городе американская полиция обнаруживает дом, в котором наркокартель уничтожал своих врагов, сразу пятнадцать тел найдены замурованными в стены здания на окраине города. За расследование берется детектив отдела убийств Кейт Мэйсер, но очень скоро ее отправляют на более серьезное задание – специальный отряд обнаружил, откуда тянутся ниточки картеля. Вместе с двумя мрачными «консультантами», Алехандро и Мэттом Грэйвером, Кейт отправляется в Мексику, где ее представлению о законности и справедливости предстоит пройти суровое испытание, ведь в войне, развернутой против мексиканской мафии, победить можно, только если станешь зеркальным отражением врага.
И пяти лет не прошло, как канадский режиссер Дени Вильнёв внезапно из провинциального постановщика артхауса превратился в одного из самых почитаемых творцов поколения, новых проектов которого ожидают с большим интересом и зрители, и критики. И ожидания поклонников «Пожаров» ни разу не были обмануты – все снятые в 2010-х ленты Вильнева оказываются действительно уникальными произведениями, сочетающими драму с экшеном, сплетающими фантазии и реальность, заставляющими сопереживать героям и неотрывно следить за экранными событиями. Ожидание «Убийцы» – нового триллера Вильнева – было еще и богато расцвечено вниманием со стороны Каннского кинофестиваля. Казалось бы, вот он звездный час и триумф канадца…
Но нет. «Убийца» не переплюнул ни «Пленниц», ни «Врага», хотя при этом остается достаточно крепким в своем жанре фильмом, на голову превосходящим многих конкурентов. Однако, кажется, Вильнев пошел на поводу публики, и это сыграло с ним злую шутку – фильм получился куда более мейнстримовым, чем предыдущие работы режиссера.
Прежде всего, претензии возникают к самой тематике фильма – в стопятьсотый раз сценаристы обращаются к теме противостояния американских правоохранителей и мексиканских наркоторговцев. Нужно отдать должное, Вильнев ступил на паханое-перепаханное поле, где не топтался только ленивый, и сумел оставить на нем свой след, однако банальность сюжетной завязки может оттолкнуть не самого притязательного зрителя – опять плохие мексиканцы шалят, опять плохие американцы едут их наказать, опять пиф-паф, ой-ой-ой и «больше не могу терпеть несправедливость, ухожу» в конце. Да, в подобном любят участвовать как престарелые звезды бэшек, так и современные юные звезды, но почти никому здесь давно ничего не обламывается. Но у Вильнева в рукаве всегда есть козырь – нестандартное видение хорошего и плохого.
Именно на этом контрасте «хороший-плохой», «свой-чужой» построен главный капкан ленты, собственно, и заставляющий вжаться в кресло на два часа. Градиент, простирающийся от «добра» к «злу», у Вильнева меняется вовсе не от света к мраку, жизнь спецагентов на мексиканской границе – это пятьдесят оттенков черного. Что бы ты ни делал, каким бы идеалистом ты ни был, что бы ни пел о справедливости и чести, под пулями, на грани смерти, на защите своего представления о законе приходится стрелять, забыв о «добре». Вильнев в «Убийце» топчет мораль, но не своими ногами, а ситуациями, в которые попадают его герои – им некогда думать о защите прав подозреваемых, когда те выскакивают из авто с оружием, они способны предавать и подставлять ради собственных целей, им плевать на «бумажные законы», они живут по собственным понятиям.
Крайне хороши получились три центральных персонажа. Витающую в облаках законности Кейт сыграла Эмили Блант, неожиданно ставшая «бой-бабой» после «Грани будущего», в ней теплится вера в добро, пусть и с кулаками, но дорога в мексиканскую «адскую кухню» заставит на многое взглянуть другими глазами. Крайне уместен в роли спецагента Грэйвера Джош Бролин – то, как он использует Кейт, многое говорит об этом персонаже. Наконец, нельзя не упомянуть Бенисио Дель Торо, сыгравшего одержимого жаждой мести жестокого Алехандро. Именно его противостояние с Кейт станет кульминацией финала.
Кстати, о кульминации. Фанатам боевиков не следует ожидать от фильма Вильнева фейерверка погонь «Форсажа», захватывающих перестрелок «Схватки» или взрывов «Кванта милосердия», канадец на эффектные трюки скуп. Чуть впрыснет адреналина автомобильная пробка да неожиданные выстрелы в главную героиню, в остальном же «Убийца» гораздо ближе по настроению к «Цели номер один», где на разговоры и подготовку ушло 4/5 картины. Упор в ленте все-таки сделан на деформацию представлений о морали на фоне угрозы жизни – вопрос сложный, многогранный и отнюдь визуально не самый примечательный.
«Убийца» (оригинальное название, кстати, говорит о сюжете много больше локализованного) – не лучший фильм Дани Вильнева, но это по-прежнему сильная, качественная работа, заставляющая зрителя не только восхищаться видом оружия, но и думать о смысле его применения. Вряд ли вы скоро захотите эту ленту пересмотреть, но осадок от предательств и подстав запомните надолго, и в этом, кажется, смысл всех лент канадца – обсуждайте и ждите нового фильма. С этим он снова блестяще справился.
С 26 ноября в кино.