Уже третья и самая удачная экранизация детективов Агаты Кристи от британского режиссера Кеннета Браны.
«Убийство в Восточном экспрессе» вновь открыло парадные двери в миры загадок Агаты Кристи, которые никогда не выходят из моды, даже если зрители знают, кто убийца, наперед. «Смерть на Ниле» должна была продолжить парадное шествие Эркюля Пуаро по большим экранам, но не заладилось: фильм попал в этическую турбулентность из-за скандала вокруг Арми Хаммера, а переснимать картину студия отказалась. То ли общая нервозность вокруг релиза, то ли пройденный материал дали о себе знать: египетское расследование Пуаро выглядело менее убедительно, чем допрос в поезде. «Призраки в Венеции» — третья попытка Кеннета Браны постичь глубины личности бельгийского сыщика поневоле и пока самая удачная.
На Хэллоуин достопочтенные леди и джентльмены оказываются в мрачном особняке с секретами, но не на фоне окутанных туманом британских пейзажей, а в вечно тонущей Венеции. Впрочем, и в Италии без тумана не обошлось. После детского праздника с переодеванием и сладостями взрослых ждет собственная игра — спиритический сеанс с медиумом миссис Рейнольдс (впечатляющая Мишель Йео). Эркюль Пуаро (Кеннет Брана), которого теперь волнует только выпечка по утрам, обманом старой подруги-писательницы Ариадны Оливер (Тина Фей) приглашен на праздник с убийством. И теперь вынужден разбираться не только в криминальном происшествии вечера, но и в таинственной смерти, случившейся несколько лет назад в этом проклятом доме.
Призраки и суеверия становятся полноправными участниками расследования: по легенде, во время чумы детей из особняка, бывшего тогда приютом, оставили умирать. С тех пор мятежные души не дают покоя живым: шепчут в подушку, бегают по ночам, путают мысли и пугают хозяйку дома Ровену (Келли Райли) и ее гостей (среди приглашенных Джейми Дорнан, Риккардо Скамарчио и Камилль Коттин). Пуаро — человек разума, а потому гонит паранормальную чертовщину подальше из коридоров мыслей. Кеннет Брана же, наоборот, с нескрываемым удовольствием играет в мистический триллер: нагнетает краски, сужает геометрию замкнутых помещений, а камере предлагает взирать с неожиданных углов. Сырость и плесень сковывают каменный пол и нутро участников встречи с медиумом, которые, конечно, оказались в ловушке из-за шторма. Снаружи бушует стихия, внутри — привидения и убийца.
Если вы силитесь вспомнить, праздновала ли Агата Кристи канун Дня всех святых в Венеции, можем вас огорчить: нет. Кеннет Брана впервые позволил себе оторваться от оригинального романа и пуститься в свободное сочинительство по мотивам. Сценарий отталкивается от книги «Вечеринка в Хэллоуин», но совпадения прослеживаются лишь в общих чертах. Вероятно, подход к тексту оттолкнет апологетов религии «книга лучше», но притянет любителей детективов — разгадка, как и, впрочем, само убийство, разительно отличается от литературной основы. Никто не мешает назвать «Призраки в Венеции» кинофанфиком, но в статусе нет ничего дурного: именно литературные сыщики раньше прочих становились героями народного творчества, начиная с Шерлока Холмса.
Свобода от страничных рамок позволила Бране иронизировать и ломать четвертую стену: писательница, втягивающая уставшего сыщика в очередное дело, кто-то вроде альтер эго Агаты Кристи (схожий прием уже был использован в недавнем костюмном детективе «Смотрите, как они бегут»). Правда, кокетливый мостик так и остается скорее занятным дополнением, чем полномасштабным рассуждением о том, как авторы использовали любимых героев, даже когда те мечтали уйти на покой. Куда интереснее звучит акцент на том, что вся жизнь Пуаро бесконечно связана со смертью: визит бельгийского детектива на вечер — верная примета, что не все гости переживут ближайший ужин. Печальный отпечаток фатума и толкает Пуаро на заслуженный отдых в Вечном городе, где нет отгадок и нет расследований. Как всегда, ненадолго.
«Призраки в Венеции» — довольно старомодный (или классический, как угодно) детектив, который можно назвать честной сделкой: зритель получает ровно то, что ожидает. Привидения и мистика удивительно органично переплетаются с расследованием без срока давности, Венеция красуется и пленяет мрачным очарованием, а Кеннет Брана сбивает мифическое спокойствие и спесь с седин Эркюля Пуаро, который, несомненно, еще вернется.