Увлекательная и масштабная лекция о главных тенденциях в мире кино, а также полезное напоминание о пропущенных шедеврах.
Ирландский кинокритик и режиссёр документальных фильмов Марк Казинс рассказывает о главных и инновационных картинах последних 20 лет, а заодно вспоминает, как изменилась индустрия в XXI веке. Возможно, зрители не успели заметить, как авторы начали использовать камеры GoPro, спецэффекты, а компьютерные технологии стали совершеннее. Стриминговые гиганты (Netflix и Amazon) превратились в производственные студии, границы между документальными и игровыми фильмами окончательно размылись, а медленное кино выделилось в отдельное направление. Кроме того, Казинс пытается через популярные картины последних лет понять, как выглядит современная аудитория, какие вопросы ее волнуют и чего ждут зрители от кинематографа сегодня.
Марк Казинс давно и с азартом исследует историю кино, отмечая важные вехи и отслеживая закономерности развития сравнительно молодого вида искусства. В 2011-м режиссёр выпустил 15-часовой мини-сериал «История кино: Одиссея», где обозревал фильмы периода от изобретения синематографа в конце XIX века до 2010 года. Позднее Казинс снял (или даже скорее собрал) неигровые «Глаза Орсона Уэллса» с сотнями уникальных картин и рисунков великого актёра и режиссёра, а также выпустил монументальных 14-часовых «Женщин, создающих кино» (среди героинь: Алис Ги-Блаше, Вера Хитилова, Лариса Шепитько, Кэтрин Бигелоу, Ильдико Эньеди и десятки менее известных имён). В каждой документальной картине Казинс находит новый необычный угол обзора, чтобы вместе со зрителями по-новому взглянуть на любимое кино и найти еще один повод его обсудить. Ирландский режиссёр не различает игровое и неигровое, массовое и авторское. Казинса отличает поразительная всеядность.
«История кино: Новое поколение» — логичное продолжение творческого пути и выпущенного 11 лет назад мини-сериала. Что успело измениться за прошедшее время? Казинс в качестве примеров изредка берёт фильмы, снятые в нулевые, но больше концентрируется на картинах из 2010-х.
Пожалуй, главная прелесть огромного видеоэссе — неочевидные рифмы, которые находит насмотренный автор. Неуёмное желание автора поделиться со зрителями богатствами, которые удалось откопать в последние годы, впечатляет. «Историю кино: Новое поколение» правильнее всего воспринимать как длиннющий список советов слегка безумного друга-синефила, у которого есть время на просмотр 6-7 фильмов в день. В какой другой документальной картине через запятую стоят «Паразиты» Пон Джун-хо, «Мы» Джордана Пила и «Тламесс» Алы Эддина Слима? Сможете ли вы сразу сказать, что общего у «Джокера» и «Холодного сердца»?
Неигровую работу Казинса можно воспринимать как ребус — неповторимое соединение разрозненных кусочков кинопазла. Режиссеру принципиально важно показать, что сегодня кино в самых разных формах и жанрах снимают во всём мире. Одно это обстоятельство вызывает неподдельный восторг Казинса. Режиссёр заражает страстью к кино.
Автор не открывает новых горизонтов, говоря об изменениях проката в связи с пандемией коронавируса или напоминая о буме стриминговых платформ. Казинс собирает подмеченные идеи в одном фильме, а затем подгоняет наиболее выпуклые примеры под мысль. Далеко не всегда за полётом режиссёрской фантазии удаётся уследить, но менее любопытной картина не становится. Многие переходы от одной темы к другой выглядят надуманными: от блокбастеров к неигровым фильмам, от детей к травме, от изображения тела на экране к возможностям кино как искусства. Темы пусть и собраны в произвольном порядке, но поданы так, что каждая упоминаемая лента начинает играть новыми и порой неожиданными красками.
«Историю кино: Новое поколение» никак нельзя пропускать всем, кто следит за фестивальными премьерами и погружён в индустрию. Вдруг вы умудрились пройти мимо тягучей криминальной истории Лава Диаса или чумового индийского блокбастера. Режиссёр убедительно доказывает, что кино живо, развивается и ни на секунду не останавливается. Это по-прежнему необъятный и волшебный мир. А главное — столько всего ещё нужно посмотреть! Где только найти время? Видимо, придётся не спать.