Внучка приезжает из Парижа в родной Мадрид ухаживать за престарелой бабулей и застревает в её огромной квартире.
Сусана (Альмудена Амор) молода, красива и строит карьеру модели в Париже: впереди съёмки в новом рекламном ролике и у известного фотографа. Но звонок из больницы в Мадриде путает планы: у бабушки случился сердечный приступ, нужно срочно приехать. Родители Сусаны погибли, когда та была маленькой, ребенка воспитывала бабушка Пилар (Вера Вальдес). Девушка бросает все дела и мчится домой. Пилар требуется круглосуточный уход: старушка не может ходить, самостоятельно одеваться, есть и говорить. Сусана ищет сиделку, а пока сама заботится о престарелой родственнице. В огромной мадридской квартире пожилой женщины начинают происходить загадочные вещи, а внучка понимает, что любимая бабушка — настоящая ведьма.
Испанский режиссёр Пако Пласа — специалист по хоррорам и триллерам. 15 лет назад он прославился жутким мокьюментари о зомби «Репортаж», снятым вместе с Жауме Балагеро. Паразитируя на успехе первого фильма, Пласа снял два продолжения: «Репортаж из преисподней» и «Репортаж со свадьбы». С каждой новой картиной качество падало. После примечательных работ у испанца не было, но «Бабушка» может помочь вернуться режиссеру в большую игру. Премьера фильма состоялась в конкурсе фестиваля в Сан-Себастьяне, что редкость для хорроров. И в прокат картина выходит по всей Европе.
«Бабушка» — кино минималистичное: всё действие ограничено пространством большой старинной квартиры, а в кадре редко появляется кто-то кроме Сусаны и Пилар. Роль внучки досталась начинающей актрисе Альмудене Амор. Это всего лишь вторая для неё работа в кино после комедии «Самый лучший босс», которую Испания в этом году выдвигала на «Оскар». Пилар играет 85-летняя Вера Вальдес. Любопытно, что бразильская актриса начала сниматься в 80.
По странному и мистическому стечению обстоятельств бабушка и внучка родились в один день. Между родственницами всегда была связь, но девушка словно бы подавляла необычные воспоминания из детства. Только оказавшись в Мадриде, Сусана начала восстанавливать мрачные образы из прошлого. В день рождения девочки Пилар зачем-то отрезала у Сусаны косу, а на празднике были только подруга бабушки и её внучка. Уже две своеобразные парочки. Почва для подозрений подготовлена.
Пласа напоминает о понятной каждому человеку фобии — страхе старости и увядания. В большой и мрачноватой мадридской квартире оказываются заточены дряхлая и сухонькая бабуля с длинными седыми волосами (выглядит пугающе) и юная, полная сил и надежд на будущее девушка. Испанский режиссёр сталкивает в замкнутом пространстве молодость и старость. Сусана приходит в ужас, увидев, что её ждёт в будущем. Ещё недавно бабушка была активной и весёлой, а теперь в одно мгновение стала беспомощной. Вместо карьеры модели внучка вынуждена кормить Пилар с ложечки, следить за ней круглые сутки и менять подгузники. Не так она себе представляла эту недельку, а ведь скоро день рождения. В эту магическую дату и вовсе стоит ожидать чертовщины.
В напряжённом состоянии зрителей держит тревожный саундтрек, от которого веет инфернальностью. «Бабушка» не стремится удивить оригинальными приёмами. Пласа планомерно и размеренно подкидывает различные странности, а откровенно пугает только ночью. Старушка резко начинает смеяться во весь голос, в квартире выключается свет, внезапно закрываются все двери и открывается шкаф. В тишину врывается резкий и неприятный звук. Дрожащую от каждого скрипа и шороха Сусану легко можно понять — напряжение передаётся и зрителю. Режиссёр не изобретает велосипед, но уверенно и в правильной последовательности использует силу саспенса. Не каждый раз случается что-то ужасное, так что атмосфера грядущего кошмара сохраняется.
Беда, очевидная с самого начала, у «Бабушки» одна — предсказуемость. Достаточно одного взгляда на не издающую ни звука старушку, чтобы понять, что в ней засел дьявол. То по губам пробежит полуулыбка, то взгляд блеснёт адским огоньком. И вариантов для дальнейшего развития сюжета нет, остаются только детали и инструменты ужаса. Тем не менее в заданных жанровых рамках Пласа чувствует себя вольготно. Учитывая, какое множество смехотворных фильмов ужасов выходит за год, «Бабушка» и в преклонном возрасте держится молодцом: пугает подрастающее поколение исправно.