Неспешная, но красивая постапокалиптическая анимация о личной трагедии на фоне глобальной катастрофы.
2123 год, Будапешт. Человечество пережило глобальную экологическую катастрофу, растения и животные прекратили существование. Люди живут теперь в городе под куполом и соблюдают строгие правила. Когда человеку исполняется 50 лет, в его тело помещают семя растения. Происходит постепенное превращение в съедобное дерево. Выбора нет, каждый должен стать донором. 28-летний Стефан и 32-летняя Нора потеряли сына. Отчаявшаяся супруга соглашается на добровольную имплантацию. Слишком поздно узнавший об операции жены муж бросается ей на помощь.
«Белое пластиковое небо» — полнометражный дебют венгерских аниматоров Тибора Баноцки и Шаролты Сабо и один из самых неординарных мультфильмов 2023 года. Премьера картины состоялась на Берлинском фестивале в программе Encounters. Мультфильм был номинирован на премию Европейской киноакадемии как лучшая анимационная картина года, но уступил «Мечтам робота» Пабло Берхера.
На первый взгляд может показаться, что в 2123 году люди живут вполне счастливо: еда в ресторанах вкусная, музыка в клубах громкая, а городские квартиры обставлены со вкусом. На самом деле венгерские режиссёры показывают безысходный и депрессивный мир. Человек загнал себя в угол — а точнее, под купол, поскольку убил всё живое за пределами Будапешта. Земля вне города похожа на выжженную пустыню из «Безумного Макса». По-настоящему пугает и центральный образ фильма: людей превращают в специальные съедобные деревья, из которых будет создана пища для других. Получается бесконечная человеческая мясорубка, безотходное и бездушное производство. Учёные с восхищением рассказывают о прорывном открытии, отбрасывая в сторону этические вопросы. И куда движется человечество? Получается, выживание важнее любви, счастья, эмоций.
Если Стефан как-то смог смириться с новым миропорядком, то Нора в глубокой депрессии. Супруг-психолог совершенно не замечает, как потускнела жена со смертью общего ребёнка. Пожалуй, разобщённость и отсутствие нормальной коммуникации — ещё одни бросающиеся в глаза черты антиутопического будущего.
Центральной темой картины становятся отношения человека с природой. Измывавшиеся над Землёй в течение нескольких веков люди всё-таки смогли убить экологию. «Белое пластиковое небо» по сеттингу напоминает «Навсикаю из Долины ветров» Хаяо Миядзаки. У венгерских аниматоров, как и у японского классика, пессимистичное отношение к деятельности человека. Фактически мультфильм является призывом одуматься и остановиться, пока ещё не слишком поздно. В постапокалиптических сюжетах зачастую авторы оставляют зрителям надежду на восстановление знакомого мира, в конце пути героев ждут проблески надежды, но венгерская анимация беспощадна. Да и стоит ли вообще жить в городе, где люди поедают себе подобных, пусть и ставших деревьями? Логичным решением видится побег куда подальше. Неудивительно, что довольно быстро «Белое пластиковое небо» превращается в роуд-муви, что также позволяет наглядно показать масштабы глобальной катастрофы.
В центре сюжета личная драма супружеской пары. После добровольной имплантации внутри Норы растёт дерево, Стефан ищет возможность спасти любимую. В дороге паре предстоит впервые за долгое время поговорить и прислушаться друг к другу. По слухам, где-то в горах, вдали от Будапешта, расположена лаборатория гениального профессора, который может помочь Норе. «Белое пластиковое небо» — среди прочего история любви. Стефан, понимая, что может через пару дней потерять супругу навсегда, переосмысляет всю жизнь, заново расставляет приоритеты. Конечная точка в путешествии мужа и жены — принятие общей беды и понимание.
Экспериментальное «Белое пластиковое небо» выполнено в технике ротоскопирования, то есть перерисовки отснятого материала с настоящими актёрами и декорациями. Это не новая техника, но всё равно впечатляющая. Фильм полностью нарисован от руки большой командой мультипликаторов. Это традиционная и крайне реалистичная 2D-анимация, а вот локации созданы в 3D. В течение нескольких лет Баноцки и Сабо тщательно отбирали фотографии природных объектов и текстур, а затем были использованы эффекты, имитирующие дождь, песчаную бурю и не только. Получается действительно зрелищно, а эмоции актёров не дают фильму превратиться в бездушную компьютерную игру.
Любителям экшена сразу стоит приготовиться к крайне неспешному повествованию. У венгерских режиссёров не было задачи сделать лихую фантастику. «Белое пластиковое небо» — философская притча о любви, выборе и отсутствии выбора, отношениях человека с природой и маленьком бунте против системы. Новизна картины в амбивалентности. Мир «Белого пластикового неба» настолько жесток и неправилен, что, возможно, смерть в объятьях друг друга лучше медленного угасания в ожидании трансформации в дерево или же попытки веселиться и не рефлексировать вовсе. Остаётся надеяться, что мы всё-таки не доживём до подобной реальности, хоть люди и очень стараются сделать постапокалиптическую антиутопию былью.