Масштабный кроссовер о противостоянии монструозных ящерицы и обезьяны, который заставит вас вернуться в кинотеатры.
Годзилла неожиданно атакует базу мегакорпорации «Апекс» и становится целью номер один: если чудище может напасть на безобидный исследовательский центр, значит, во избежание ещё более страшных последствий нужно ликвидировать угрозу. От ящера, правда, просто так не избавиться. Клин вышибают клином, а монстра — монстром, хотя побороть Годзиллу предстоит и не Конгу. Он лишь проводник для учёных в полую землю, место, откуда вышли все титаны и которое содержит источник энергии, с чьей помощью можно одолеть хвостатого врага. Вместе с ним в недра планеты отправляются неудачливый исследователь Нейтан Лид (Александр Скарсгард), доктор Илен Эндрюс (Ребекка Холл) и много других хомо сапиенсов, нужных в этом кино лишь для условной драматургии.
В пандемийную эпоху легко соскучиться по большим студийным проектам. В последний раз по-настоящему весомым предлогом выбраться в кинотеатры был «Довод» Нолана, но он, напомним, выходил ещё осенью. Снайдеркат, увы, до залов не добрался, сиквел «Чудо-женщины» растерял весь задор оригинала, «Мулан» — катастрофа, «Поступь хаоса» — неамбициозная подростковая фантастика. Если кинематографу чего-то и не хватало в этом году, так это не нового киноязыка и экспериментов, а фильма, где гигантская горилла дерётся с доисторической ящерицей. Причём настолько глупого и лишённого чувства меры, что это описывает как прошедший 2020-й, так и начавшийся 2021-й.
Формально в «Годзилле против Конга» есть и конфликт, и даже какая-то экопроблематика (в финале, например, двум чудищам предстоит объединиться и сразиться с механической Годзиллой, олицетворяющей человеческое вмешательство в природу), но когда через весь фильм проходит три зубодробительных экшен-сцены, не хочется думать ни о чём другом. Даже люди здесь — величина переменная и не шибко нужная. Пока Скарсгард и Эндрюс помогают Конгу добраться до дома, подкастер в исполнении Брайана Тайри Генри, героиня Милли Бобби Браун и её друг Джош (Джулиан Деннисон) разоблачают гигантскую корпорацию. И первые, и вторые полезны только как трансляторы информации: ни Конг, ни Годзилла пока, увы, говорить не умеют, поэтому объяснять зрителю, что сейчас вообще происходит, могут только бесполезные скучные людишки.
Но когда они исчезают, кино Вингарда превращается в один из эффектнейших блокбастеров года so far. Конг дерётся с Годзиллой посреди океана, в следующей экшен-сцене режет ящерицу гигантским топором, найденным в полой земле, а спустя несколько минут они вместе нападают на злого робота. Описание, собственно, полностью соответствует самому действию: это кино как будто написано и снято ребёнком-фанатом, которому разрешили воплотить свои самые дикие мечты на экране. Высокотехнологичные компьютеры здесь выводят из строя пролитым стаканом воды, а в глубинах планеты кроется ещё один мир с чудовищами — чем страннее и глупее, тем лучше.
Окажись это кино в руках обычного студийного ремесленника, кажется, и не вышло бы такой очаровательной ребяческой магии. Но Адам Вингард — большой знаток жанра фантастики и хоррора — прекрасно понимает, насколько зрителям неинтересно смотреть на людей и насколько они хотят простого рафинированного экшен-безумия. Монстры и убийцы в его фильмах всегда были скорее конструктами, творческими единицами, в которые можно поиграть, как в маленьких пластиковых солдатиков. Вот и Годзилла с Конгом у него, минуя устоявшиеся поп-культурные представления о природе и политике, становятся просто двумя гигантскими чудовищами, у которых чешутся, кхм, лапы. Можно долго критиковать этот метод, но тот факт, что один двухчасовой фильм оказался веселее любой прошлой ленты франшизы, кажется, говорит о многом.