Конвенциональный вестерн о противостоянии первых поселенцев и коренного народа Америки.
Пожалуй, нет более американского жанра, чем вестерн. Истории о бравых ковбоях и Диком Западе захватили широкие экраны с самого расцвета кинематографа. За более чем вековое существование вестерн хоронили десятки раз, но он каждый раз выкарабкивался из зыбучих песков забвения, отчаянно отказываясь умирать. В конце прошлого столетия едва не зафиксировали окончательное время смерти жанра, но сначала «Танцующий с волками» Кевина Костнера, а после и «Непрощенный» Клинта Иствуда вновь реанимировали саги о фронтире не только для зрителей, но и для киноакадемии («Танцующий с волками» получил семь премий «Оскар», «Непрощенный» — четыре). И Костнер, и Иствуд — «главные ковбои» американского кино — до сих пор в деле. И пока второй вовсю работает над последним фильмом, первый снял проект мечты, премьера которого состоялась на минувшем Каннском фестивале.
С «Танцующим» Кевин Костнер повлиял не только на развитие вестерна, но и на весь современный американский кинематограф. Если перенести «Танцующего с волками» и «Аватар» на бумагу, то выяснится, что на уровне фабулы это практически идентичные фильмы, где во второй лишь добавили немного синих красок. Какая же участь уготована новой картине режиссера?
«Горизонты: Часть 1» — первый фильм потенциальной тетралогии Костнера (вторая глава выйдет в прокат уже в августе, а судьба третьего и четвертого фильма напрямую зависит от кассового успеха первых двух). Замысел режиссёра столь же амбициозен, сколь и безумен. Честолюбие проявляется не только в монструозном трехчасовом хронометраже и гигантском бюджете картины, но и в ставке на конвенциональный сюжет в эпоху переосмысления жанра. Первые «Горизонты» — классический, даже старомодный вестерн, снятый словно по учебнику из прошлого века. Жестокое коренное население, не менее жестокие поселенцы, убивающие без разбора всех аборигенов, а не только виновных в бесчинствах. Молчаливый, уставший от былых сражений главный герой, мечтающий вести спокойную жизнь, но невольно попавший в центр разборок. Хэйс Эллисон (Кевин Костнер) — пастиш на безымянного ковбоя Иствуда. Персонажа, оставшегося давно в прошлом. Сегодня главные действующие лица вестернов уже не просто угрюмые стрелки, а на Диком Западе принято открыто говорить на более важные темы: о подавлении или же принятии своей сексуальности («Власть пса», «Странный образ жизни») и колониальной политике белого населения. Картина Костнера не может предложить жанру ничего нового, лишь давно заученные, почти хрестоматийные сюжетные арки.
Вот кровавый набег индейцев на поселенцев, оказавшихся на земле апачей. Вот блондинка в беде, которую спасает благородный джентльмен. А вот мстящие без разбора «бледнолицые», убивающие невинных и упивающиеся собственной жестокостью. Хорошо знакомые тропы растянуты на сто восемьдесят минут и разбиты на четыре отдельные истории. Полиптих отчаянно отказывается складываться в общую картину. Вместо этого приходится наблюдать за стремительно сменяющими друг друга сюжетными линиями. За злоключениями Хэйса Эллисона и прибившейся к нему куртизанки Маригольд (Эбби Ли) с младенцем на руках. За зарождением романа между овдовевшей Фрэнсис (Сиенна Миллер) и лейтенантом Трентом (Сэм Уортингтон). За возмездием семейства Сейкс девушке Люси (Джена Мэлоун), убившей их папашу — ее бывшего любовника и отца ее ребенка. За осиротевшим подростком, присоединившимся к отряду линчевателей, продающих скальпы аборигенов по сотне за штуку.
Фрагментарно поданный сюжет больше напоминает сериал, но никак не полнометражный фильм. Три часа хронометража воспринимаются лишь как масштабный трейлер к основной истории, а финальная сцена из стремительно сменяющихся кадров в духе «смотрите в следующей серии» лишь подтверждает это.
«Горизонты» определено смогут порадовать фанатов старомодных вестернов, но вряд ли им под силу стать нововведением жанра. Теперь же параллели между Костнером и Кэмероном будут возникать не только в контексте схожести «Танцующего» и «Аватара». Ведь мало того что Костнер красиво закольцевал переклички, позвав на одну из главных ролей Сэма Уорингтога, так теперь и судьба многосерийного opus magnum режиссёра напрямую зависит от кассовых сборов. Равно как и у Кэмерона с «Аватаром». Но получится ли у Костнера довести свою идею до логического финала? Узнаем несколько месяцев спустя.
Он производит впечатление редкостного консерватора