Новая версия похождений адского супергероя — теперь без Рона Перлмана, Гильермо Дель Торо и чувства меры
Когда-то давно злая Кровавая королева Нимуэ пыталась уничтожить всё население Британии, наслав на них чуму. Так она намеревалась покончить с вечной войной между людьми и монстрами, но, когда пришла пора заключать мир, король Артур (тот самый) и волшебник Мерлин (тоже тот самый) вероломно убили Нимуэ, разрубили на куски, растаскали по сундукам и зарыли в разных концах Британии.
Много веков спустя Хеллбой — адское исчадие, воспитанное человеком и теперь помогающее людям отбиваться от всякой нечисти, — отправляется в Англию по заданию. Вскоре он оказывается в центре заговора, связанного с неким пророчеством, а его давний враг как раз намеревается возродить Нимуэ, чтобы отомстить Хеллбою.
Как говаривал классик, «бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Вот и фанатам «Хеллбоя», давно ратовавшим за новый фильм многострадальной франшизы — да чтоб с рейтингом R, да с кровью, да с кишками, — радоваться, видимо, придётся недолго. Их мольбы услышали, но, как часто случается в мрачных сказках, слегка извратили и вместо обещанной кареты выдали тыкву, у которой сиденья жестковаты и аэродинамика хромает. Мы действительно получили нового «Хеллбоя», он правда кровавый, жестокий и бескомпромиссный, с виду — заправский guilty pleasure, бездумное весёлое кино, которое злые зарубежные критики, очевидно, просто не поняли (вспоминается великий мем на все случаи жизни). Но всё на деле куда проще, и множить сущности нет никакой нужды: «Хеллбой» просто не получился.
Фильм променял мелодичный романтизм на максималистский протест, визионерскую пластику Дель Торо — на невзрачную продюсерскую серость (режиссёр Нил Маршалл, по слухам, на площадке мало что решал). Его с дилогией нулевых и не очень-то охота сравнивать: это очевидная игра в одни ворота, да и больно разные взяты ориентиры. Новый «Хеллбой» — кино с подростковой дерзостью и соответствующим исполнением: сбивчивым, гипертрофированным и гиперактивным, не способным хоть на секунду остановиться и подумать, а зачем и кому оно надо. Важные сюжетные биты тут могут растягиваться бубнящими флешбэками (которых много, и все об одном), а могут располагаться в пяти секундах друг от друга с такой плотностью событий, что «Меч короля Артура» покажется вам тягучим артхаусом.
До середины фильма его бестактность и безвкусица кажутся терпимыми и даже милыми, а само кино — интересным хотя бы как явление (вполне, кстати, симптоматичное). Но к финалу «Хеллбой» теряет последнее чувство меры, ритма, вкуса и реальности, лихорадочным калейдоскопом показывает босхианских монстров и сводит всё к унылой героической морали о том, что судьба — не судьба и вообще пора бы всем яйца отрастить (не забывая между строк покричать про равенство и братство). Всё это под несмолкающий аккомпанемент трафаретных диалогов, направленных, кажется, не столько героям, сколько куда-то в зал. Они напоминают диалоговые «пузырьки» из комиксов, да и сам фильм похож на кое-как склеенные комиксные панельки. Отсюда и гротеск, и невыносимая динамика — «Хеллбою» гораздо интереснее то, как сцены выглядят внутри условной «страницы», чем внутри целого фильма.
Всё это не обязательно плохо, и ровно теми же словами фильм вполне можно было хвалить, держи он за своей глупостью хоть какую-то интересную выразительность. И местами он старается: есть, например, занятно поставленная экшен-сцена с великанами и прочие подобные кульбиты, но всем им не хватает банальной режиссёрской сноровки. Они выглядят в лучшем случае пластилиново, в худшем — как кат-сцены из игры для PlayStation 2. Быть может, виной тому бюджет — слишком маленький, чтобы осуществить все гигантоманские задумки на должном уровне, но слишком большой, чтобы нужно было включать голову и начать изобретать. Только и остаётся, что кидаться в экран (буквально, прямо в объектив) человеческими внутренностями да язвить так часто, что за неудачными колкостями теряется даже парочка вполне удачных.
«Хеллбой» полностью уверен, что достаточно лишь вбросить на экран литры крови, и кино как-то само вдруг станет весёлым, безбашенным и невероятно смешным. Он упивается насилием похлеще, чем иной эксплуатейшен, к которому фильм Маршалла явно тяготеет. Вот только для того, чтобы быть хорошим «трэшем», ему стоило бы перестать хихикать от одного упоминания крови — так он больше напоминает мечту ребёнка-мизантропа: мясо, матюки, убийства и полуголая Милла Йовович. Фильм едва ли искренен в своей эксплуатации, и потому хвалить его за жестокость, пожалуй, так же глупо, как начинать рецензию на «Хеллбоя» цитатой из Булгакова.
С 11 апреля в кино.