Шекспировская драма Анны Кузнецовой про школьную поездку в Сочи.
Выехать куда-то с классом — уже праздник, а если на театральный конкурс в осеннем Сочи, так и вовсе подарок. Когда дети разных возрастов суетятся у стойки регистрации, закрадывается мысль, что путешествие не пройдет спокойно, и дело даже не в проблемах с документацией. Позже выясняется, что один из подростков, вообще-то, руководительница их театрального кружка Татьяна Викторовна (Дарья Савельева), и становится боязно. Даже завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова), чье имя уже заставляет вытянуться по струнке, с такой концентрированной детскостью справиться не в силах.
Вся эта театральная банда является на южный берег, чтобы поучаствовать в фестивале театральных школьных студий с нафталиновым названием «Россия. Театр. Дети». Попахивает не только название: оказывается, мест в гостинице на школьников не хватило, репетировать приходится в холле отеля, где не разрешают выключить свет для атмосферы, но главное — вроде как современного вида председатель фестиваля просит переименовать спектакль «Земляничное вино» из-за упоминания алкоголя. Детское же мероприятие — напишите в конце концов напиток, что такого? Проблема в том, что невозможно заниматься искусством посреди разрухи моральной и физической. На заседании обсуждают (точнее, осуждают), какую «взрослую» тему выбрали для спектакля герои «Каникул», Татьяна Викторовна вот-вот начнет бастовать против системы, и даже Мария Генриховна не выдерживает собственной строгости.
Кино разгоняется, когда всех начинает ломать. Возможно, фильм не стоит смотреть особо волнительным родителям: есть риск больше никуда не пустить своего ребенка даже с самым серьезным завучем. Пока школьники спят по трое на кровати, их сопровождающие пьют шампанское на ночном берегу, врываются на чужую свадьбу и заказывают мешок устриц, чтобы выпустить в море. Несмотря на расслабленную обстановку, напряжение рубит через экран — что-то должно произойти и точно произойдет, но мы этого не видим. Не потому что остается за закрытыми дверьми, а потому что система цензурирует и сам фильм: после того как Мария Генриховна просит коллегу снять мокрую одежду, для зрителя явно что-то пропущено. Но кажется, что в этой картине так и должно быть, когда в фантик школьной поездки завернут не то экзистенциальный вопрос собственного призвания, не то гнет поедающей саму себя системы. Несмотря на то что в центре сюжета должны быть дети, их проблемы оказываются гораздо менее фундаментальными и в целом решаются безболезненно, что не похоже на типичную драму про тинейджеров — обходится плачем на пляже и общими объятиями.
«Каникулы» ходят по грани и абсолютно того не стесняются. Зритель остается в шоке от многослойности простой школьной поездки, фестивальная комиссия багровеет после не по-детски поставленной и выбранной пьесы. Масла в огонь добавляет и камера Яни-Петтери Пасси — оператора, работавшего над «Купе номер шесть», которое лишилось прокатного удостоверения. «Каникулы» дискредитируют и героев, и зрителей: Татьяна Викторовна ведет себя по-детски с теми, кому должна стать опорой и примером, Мария Генриховна сделала себя «человеком в футляре» патриархальной семьи и приросла к образу злой училки. Фестиваль, предназначенный для раскрытия детских талантов, не воспринимает школьные размышления о высоком всерьез, а сами юные участники оказываются даже собраннее преподавательниц.
Сквозь слезы говорит исполнительница главной роли спектакля: «Разве вы не понимаете, что этого больше не будет?» Она, конечно, имеет в виду южный берег, Сочи, спортивный дух и дискотеку для всех, а не только победителей (которыми герои, кстати, не стали). Все заканчивается там, где началось: в сером московском аэропорту, из которого все разъезжаются по своим бесцветным домам. Татьяна Викторовна меланхолично смотрит в окно под грустную российскую эстраду, Мария Генриховна некомфортно чувствует себя в одной машине с мужем. Дети больше не поставят спектакль, потому что кружок закрывают за нерентабельностью, а школьный фестиваль продолжит быть жертвой внутренней цензуры.