Аппетитная, но беззубая сатира на общество потребления.
Уходящий кинематографический год удивил нетривиальным трендом на гастрономию — вслед за бойким «Медведем» Хиро Мурая и эксцентричным «Извержением вкуса» Питера Стрикленда в международный прокат вышло «Меню» Марка Майлода. Вероятно, первый триллер в карьере британского постановщика, который долгие годы не выходил за рамки комедий — смешных («Большая белая обуза») и не очень («Сколько у тебя?»). Для Майлода «Меню» определенно стало своего рода выходом из зоны жанрового комфорта, попыткой поиграть на нервах зрителей, а в чем-то даже и шокировать.
Большой поклонник кулинарных шоу Тайлер (Николас Холт) и его подруга Марго (Аня Тейлор-Джой) отправляются на дальний остров, чтобы посетить званый ужин гениального шеф-повара Джулиана Словика (Рэйф Файнс). Герои даже не подозревают, что через пару часов долгожданное мероприятие, на котором собрались все сливки общества, обернется для них психической и физической пыткой, главным садистом в которой станет тот самый знаменитый кулинар.
Как и нашумевший «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, «Меню» на первых порах выглядит не самой завуалированной насмешкой над привилегированным классом — скопищем пресыщенных дарами жизни богатеев, привыкших воспринимать всё и всех вокруг как данность, утонувших в собственной духовной пустоте и надменной претенциозности. Каждый из гостей Джулиана Словика, будь то элитный ресторанный критик или постаревшая звезда американских ситкомов, пришел на его ужин не ради получения простого гедонистического удовольствия, а ради статусности и эксклюзивности самого факта присутствия на этом памятном вечере. Впоследствии Джулиан обвинит своих клиентов в лицемерии — и будет абсолютно прав. За долгие годы работы в лучших заведениях мира Словик научился различать все оттенки элитарного двуличия, которое в итоге свело его искреннюю любовь к кулинарии в состояние утомительной обсессии — вечно неудовлетворенного стремления к совершенству. Увы, персонаж Джулиана оказался настолько поглощен праведной злостью на обесценивающих его блюда богачей, что не заметил, как сам потерял значительную долю человечности.
Со временем ужин перестает быть томным и превращается в самый настоящий театр абсурда, каждый последующий акт которого заставляет гостей все больше ерзать на стульях. Увы, далеко не сразу до них дойдет, что за эксклюзивной подачей, призванной якобы изменить фокус восприятия пищи, скрывается откровенная издевка. По мере развития событий степень безумия Словика лишь растет, однако вокруг него продолжают раздаваться фальшивые аплодисменты. Больше всех, конечно, старается Тайлер — преданный поклонник шефа, готовый расписываться в комплиментах при каждом удобном случае.
В обезоруживающем криводушии гостей повара можно увидеть не слишком утрированную отсылку на общество потребления, для которого факт обладания объектом всегда важнее его духовной ценности. Однако из-за чрезмерно карикатурных образов персонажей и довольно схематичной эмоциональной драматургии сценаристов Сета Рейсса и Уилла Трейси проникнуться происходящими в «Меню» событиями не особо получается. Даже главная фигура фильма — психопатичный шеф Словик, блистательно сыгранный Рэйфом Файнсом, — кажется слишком смазанной, персонаж Ани Тейлор-Джой и вовсе как будто был создан лишь для яркого финального твиста.
При этом в визуальном плане «Меню» поражает шикарной геометрией кадра, которая невольно референсирует к обсессивному стремлению шефа довести каждое блюдо до абсолютного идеала. Проблема лишь в том, что в кулинарии, как и в любом другом виде искусства, процесс восприятия всегда важнее получившегося результата. И в этом плане «Меню» выглядит пусть и не самым острым, но зато совсем не пресным фильмом.