Удачный пример спортивной драмы с тщательно прописанными героинями.
Женская футбольная команда таганрогского завода «Изумруд» терпит поражение за поражением, несмотря на яркого капитана, поклонницу футбола с самого детства Даню (Любовь Аксёнова). Ещё и тренер Палыч (Роман Мадянов) слёг с осложнениями на сердце. Пора бы распускать сборную, но завод приводит на должность наставника Вадима Панова (Егор Корешков) — ленивого алкоголика, но смелого руководителя, от которого отказались все команды страны, включая родной ЦСКА. Увидев простых девочек вместо профессиональных футболистов, Панов и вовсе махнул рукой на карьеру тренера. Но Даня не даёт похоронить команду и в качестве нового состава набирает подруг, с которыми она играла ещё во дворе. Разумеется, тренер не сможет поверить в футболисток, пока не увидит в бывших домохозяйках огромный потенциал. Тут и открывается ещё одна тайна, из-за которой Панов остаётся в Таганроге, несмотря на другие заманчивые предложения.
«Женский футбол — это не футбол. Тем более любительский» — этой фразой новый начальник металлургического завода хочет уничтожить команду. Но устоять перед натиском барышень становится все сложнее, и Панов после нескольких попыток сбежать домой в Москву из Таганрога остаётся тренером сборной. У него есть и ещё одна мотивация: где-то в городе живёт его бывшая семья с гениальным 15-летним Сверчком. Сверчок — кличка Кати, не очень высокой ростом, но весьма эффективной спортсменки, не умеющей играть в команде и не уважающей своего отца. Итого: у нас есть непростая сборная, полная внутренних конфликтов и противоречий.
Полтора часа, посвящённые тому, как девочки стали дружной спортивной семьёй, проходят за секунду. Там и сюжета-то не видно: сборной нужно продержаться пять матчей, чтобы… чтобы что? Чтобы Таганрогский завод «Металлург» выстоял? Да вроде нет; металлургическая промышленность не страдает от нехватки талантов. Чтобы перевести команду из любительского спорта в профессиональный? Это как-то совсем уж нереалистично. Чтобы Люба Аксёнова не только стала капитаном сборной в фильме, но и окончательно и бесповоротно закрепилась в качестве суперзвезды российского кино? Так ведь давно уже с этим никто не спорит, как, впрочем, и со статусом Алины Алексеевой и Юли Топольницкой.
Скорее всего, режиссёр Свешников просто любит Таганрог. Никто никогда не снимал родину Антона Чехова с такой нежностью, не говоря уж об артистах, которые будто бы и сами тоже здесь родились. И дело не в моде на провинцию на экране (допустим, «Вампиры средней полосы» были сняты в Смоленске), а в неподдельных теплоте и душевности, которые в очередной раз доказывают, что жизнь-то проходит не в одних условных «москвах» и «питерах». Тут видна аккуратная работа и коптеров, по-доброму снимающих кривые таганрогские улочки, и художницы-постановщицы Елизаветы Кузьминой, и оператора Кирилла Бегишева, немало потрудившегося на спортивных проектах (сериал «Дылды»).
Но самая прелесть не в этом. Сегодня типичный спортивный фильм строится на двух героях/героинях, остальным отводится роль харизматичного «задника». В «Нефутболе» каждая персона имеет свою биографию и бэкграунд — на представление персонажей отведена чуть ли не вся первая половина картины, в результате у зрителя есть возможность переживать за каждого и за каждую. И это касается не только спортсменов: даже блогер-лузер, явно персонаж функциональный — он освещает ход матчей, — вызывает неподдельную симпатию.
Что же касается любовной линии, то здесь возникают непредвиденные обстоятельства. В отличие от жанровых традиций, где романтическим переживаниям главных героев отводится немало внимания, здесь отношения Корешкова и Аксеновой (точнее, их персонажей) показаны весьма целомудренно: лишь парой «пионерских» поцелуев. Фильм-то не про роман, а про воплощение спортивной мечты.
В самом конце хочется добавить пару слов о саундтреке: никто никогда бы не поверил, что «Иванушкин» хит «Тополиный пух» может оказаться гимном, мотивирующим на победу. Но здесь и это удалось: «А ладони к небу, а то просто к сердцу, где найти бы к счастью маленькую дверцу».