Не очень оригинальная, но трогательная история двух проблемных одиночек в поисках любви.
Сара (Джессика Честейн) посещает собрания общества анонимных алкоголиков, работает в центре социальной помощи и одна воспитывает дочку-подростка Анну (Брук Тимбер). Мужа Сара похоронила несколько лет назад. Как-то раз мать-одиночка приходит на встречу выпускников старшей школы и страшно скучает. За Сарой до дома увязывается странный бородатый мужчина. Всю ночь незнакомец проводит на улице, а утром выясняется, что его зовут Сол (Питер Сарсгаард). У бородача деменция. Сара за отдельную плату начинает навещать Сола днём, пара постепенно сближается.
«Память» снял Мишель Франко — мексиканский режиссёр, который, в отличие от земляков Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Альфонсо Куарона и Гильермо дель Торо, не рвётся в Голливуд, а продолжает снимать фестивальные драмы. Премьера картины прошла в основном конкурсе прошлогодней Венеции, где Питер Сарсгаард завоевал Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. Франко — режиссёр неровный и непредсказуемый. Чаще всего автор снимает тихие семейные драмы, но есть в послужном списке мексиканца и экспрессивная антиутопия «Новый порядок», и диковатая одиссея уставшего от прежней жизни богача «Закат». Постановщик продолжает искать себя.
С «Памятью» Франко возвращается к фирменному жанру — неспешным историям о травмированных людях. Сара в детстве подвергалась домашнему насилию со стороны отца. Но что ещё хуже, девочке не верила мать (Джессика Харпер), а младшая сестра Оливия (Мерритт Уивер) не хотела вмешиваться. Отсюда у Сары и возникли проблемы с алкоголем, а ещё боязнь близости. Дома дверь всегда заперта на три замка, а дочь Анну мать не пускает ни на свидания с кавалерами, ни на вечеринки с подружками. Сол был счастлив в браке, но супруга умерла, а потом настигла болезнь. Теперь страдающий деменцией живёт у брата Айзека (Джош Чарльз), лишний раз не выходит на улицу и чувствует себя обузой.
Франко легко обвинить в манипулятивности. «Память» — история возникновения чувства у матери-одиночки в завязке и вдовца с деменцией. Звучит как верная заявка на участие в престижном европейском фестивале. К тому же в главных ролях голливудские звёзды. Однако режиссёр не педалирует травмы центральных персонажей, не вводит в сюжет дополнительные драматические повороты, не пытается выдавить из зрителей слёзы на ровном месте. Жизнь тяжела и без того, но Сол и Сара привыкли к трудностям. Постановщик часто использует крупные планы, нежно поглядывая на парочку, но в то же время боясь нарушить гармонию зарождающихся отношений. Франко выбирает интимную и искреннюю интонацию, что подкупает.
Сара вспоминает о домашнем насилии только при встрече с ненавистной матерью, а Сол и вовсе старается лишний раз не говорить о болезни. Просто теперь вдовец не помнит последних событий, а потому не может уследить за сюжетом фильма. Зато парочка мило сидит у телевизора, Солу просто давно не было ни с кем так комфортно рядом, как с Сарой.
Франко детально показывает, как выглядит жизнь человека с деменцией. Память подводит, в любой момент можно оказаться на улице, бывает непросто вспомнить имя знакомого. Однако вдовец не опускает руки, а относится к недугу с улыбкой, с самоиронией. Кажется, это единственное достойное лекарство против неизлечимой болезни. Саре отчаянно не хватает в жизни добряка вроде Сола, которому можно довериться и не бояться за свою безопасность. Чудаковатая парочка прекрасно дополняет друг друга.
Трогательную «Память» можно назвать современной социальной сказкой, пусть даже в кадре в основном серые тона, а большая часть событий разворачивается в интерьерах нью-йоркских квартир. Почти что с первых минут можно предсказать, что Сол и Сара будут вместе, но автору важнее показать силу их духа, желание продолжать бороться и искать счастье. Да и просто приятно видеть на лицах настрадавшихся героев улыбки.
Одиночки среднего возраста притягиваются, поскольку прекрасно понимают проблемы друг друга. Солу и Саре даже не нужны лишние слова. Никаких осуждений, злобы, обид и выпадов, только принятие. Разве не является настоящим чудом встреча двух почти что сломленных людей? Разве не заслужили Сара и Сол счастья? Хочется верить, что подобные истории любви возможны не только на киноэкране.