Очередная попытка студии нажиться на наследии Джеймса Вана.
Готический хоррор «Проклятие монахини», вышедший в мировой прокат в 2018 году, был заявлен как часть трилогии «Заклятие» Джеймса Вана, действие которой разворачивается за несколько десятков лет до событий первого фильма. Как и в случае с «Заклятием» в свое время, в качестве сюжетного подспорья авторы «Проклятия монахини» используют псевдоисторические хроники: так, главный антагонист картины — демон по имени Валак — неоднократно упоминался в средневековых гримуарах. По свидетельствам «Малого ключа Соломона», Валак и правда любил принимать облик монахини — таким образом он яростно насмехался над церковью и всеми ее последователями. Согласно легенде, вместе с другими демонами-одиночками Валак был пойман и заключен в специальный сосуд царем Соломоном и его легионами, однако впоследствии отпущен вавилонянами, которые не совсем осознавали последствия своих действий.
Ввиду своего яркого, запоминающегося образа и высокой степени религиозности американского общества Валак получил достаточно большую популярность в современной поп-культуре: его образы можно увидеть, например, в «Вампирах» Джона Карпентера, на страницах комикса о Хеллбое и в нетфликсовском сериале «Леденящие душу приключения Сабрины». Однако наибольшую узнаваемость Валаку принесла вторая часть «Заклятия», где демон впервые заявил о себе как полноценный и весьма пугающий антагонист. Неудивительно, что именно Валак, история существования которого простирается аж до древнего Иерусалима, стал главной приманкой «заклятого» спин-оффа. Однако режиссер первого «Проклятия монахини» Корин Харди, увы, так и не смог реализовать потенциал такого внушительного злодея. Справился ли с этой задачей постановщик «Проклятия монахини 2» Майкл Чавес? Едва ли.
События сиквела разворачиваются в 1956 году. Сестра Ирэн (Таисса Фармига) коротает тихую жизнь в небольшом итальянском приходе, когда Ватикан вновь вызывает ее на аудиенцию. Беспокойство священнослужителей вызывает загадочная смерть, произошедшая в одном из монастырей. Они убеждены, что Валак каким-то образом вырвался на свободу и вновь нападает на простых людей. Вместе с молодой послушницей Деброй (Сторм Рид) Ирэн отправляется во французский пансион для девочек, основанный на месте старой церкви, где, по слухам, должен скрываться демон.
И если первая часть «Проклятия монахини» начиналась с места в карьер, то вторая, напротив, как будто слишком медлит с экшеном. В стремлении исправить ошибки предыдущего фильма, чуть более чем полностью лишенного экспозиции и эмоциональной связи с главными героями, Чавес наполнил картинку размазанными диалогами и мелодраматическими флешбэками, выставляя на первый план не Валака — главную и единственную звезду «Проклятия монахини», — а самих монахинь, священнослужителей, учениц пансиона и других персонажей, так или иначе связанных со вторым пришествием демона. В целом Чавес — постановщик провального «Проклятия плачущей» (которое впоследствии и вовсе исключили киновселенной Джеймса Вана) и не менее разочаровывающего триквела «Заклятия», давно утратил кредит доверия зрителей — никто никакого чуда от второй «Монахини» не ждал. Коллаборация режиссера с New Line Cinema, как и дебют Патрика Уилсона в качестве постановщика пятого «Астрала», кажется решением скорее вынужденным, нежели желаемым — всенародно любимые франшизы Вана медленно, но верно приближаются к вечному сну.
В свое время сверхъестественные хорроры Джеймса Ванна, будь то «Астрал» или «Заклятие», во многом выстреливали из-за так называемого человеческого фактора: семья Ламбертов, как и супруги Уоррены, были простыми и понятными людьми, не лишенными собственных слабостей и предрассудков. В «Проклятии монахини 2» Чавес пытается вторить формуле Вана, делая главных героев менее картонными и более уязвимыми: Ирэн делится болезненными подробностями смерти матери, Дебра сомневается в своей вере, Френчи впервые пытается построить надежные романтические отношения. Однако нагромождение сюжетных линий мешает сконцентрироваться на каждом персонаже по отдельности, переходы от одного к другому слишком хаотичны и поверхностны — идеальный вариант для клипов в Tik Tok, но не особо приемлемый для полнометражного фильма.
Бесконечные перемещения камер из Италии во Францию и обратно, рутинная пересменка Ирэн, Дебры и Френчи, душные разговоры о важном — за два часа все это прилично утомляет, а долгожданных джампскейров с участием Валака и вовсе приходится ждать добрую половину фильма.
Стоят ли ожидания потраченного времени? Определенно нет. Самое запоминающееся появление Валака проспойлерили еще в трейлере, все остальное — блажь и обман, чтобы собрать кассу. Чавес пугает ощущением зловещего чаще, чем самим непосредственным монстром, — большую часть хронометража Валак вынужденно топчется за кулисами. В момент окончательного творческого застоя в «Проклятии монахини 2» включается кнопка метаиронии, однако Чавес явно боится зайти в эти воды полностью. Попеременно меняя формально серьезный тон на юмористический, он лишь больше запутывает зрителя, оставляя в тотальном состоянии внутреннего диссонанса.
Вероятно, главная проблема «Проклятия монахини 2» заключается в том, что Чавес так и не решил, кем хочет быть, когда вырастет — преданным последователем курса Джеймса Вана, независимым хоррормейкером, пытающимся пробить свое видение в недрах культовой франшизы, или смелым постмодернистом, высмеивающим шаблоны жанра ужасов. «Монахиня» упорно не может найти главный аккорд, из-за чего страдает вся партитура.