Маленький кинотриумф — искреннее и скромное кино про поиск идентичности и прощание с умирающей бабушкой.
Начинающая писательница Билли живет в Бруклине, но поддерживает тесную связь с бабушкой из Китая, которую она ласково зовет Най-Най. Еженедельные звонки не предвещают беды — о ней Билли сообщают родители. У Най-Най обнаружили рак легких в терминальной стадии, но из-за традиции ей ничего не расскажут о диагнозе. Ради, возможно, последней встречи с бабушкой в Китае организовывают подставную свадьбу ее внука, чтобы все семейство могло приехать, не вызывая подозрений. Билли понимает, что все это неправильно, но все равно летит на родину, чтобы попрощаться.
«Прощание» — хит кинофестиваля «Сандэнс» и очередной продюсерский успех компании A24 — до отечественного проката добрался в статусе одного из главных фильмов года. На сайтах-агрегаторах отрицательные рецензии прессы можно пересчитать по пальцам, обычные зрители и подавно не смогли устоять перед искренностью «Прощания», а создательницу фильма Лулу Ванг уже вовсю продвигают на соискание «Оскара». Добавить здесь особо нечего — все это сущая правда. Это тот редкий случай, когда достойный всех похвал и очень скромный фильм получает заслуженное внимание, а комплименты в его адрес хочется просто приумножить.
Фильм, как написано на постере, основан на реальной лжи — эта история на самом деле произошла с американкой Лулу Ванг и ее бабушкой, живущей в Китае. Надо отдать должное начинающей постановщице — она не стала превращать сюжет в античную трагедию, а приземлила его и разбавила комедией. Даже умирающую бабушку она как бы сместила на второй план, а на первый вывела Билли — неуверенную в себе девушку, которая разрывается между двумя культурами и не может определиться со своим будущим. Поездка к умирающей бабушке — это повод взять себя в руки, получить советы от бабушки и определиться с приоритетами в жизни. Довольно рискованный шаг — неудивительно, что Билли теряется на фоне этого коллективного портрета и выглядит, как не до конца прописанная центральная героиня (зритель, например, так и не получит ответ, почему ее вообще сделали писательницей, если она ничего не пишет).
«Прощание» лучшего всего работает не как история о Билли, а как комедия о преждевременной скорби. Здесь особенно заметна работа Лулу Ванг с элементами трагичного: возможная смерть бабушки — это такой слон, который стоит в комнате, но его никто не должен замечать. Ванг не манипулирует зрителем совсем ленивыми приемами, вроде внезапного ухудшения здоровья женщины, напротив — она доводит страх героев до абсурда и создает новые комедийные эпизоды. Так, например, все семейство конкурирует между собой за несколько совместных минут с бабушкой, а ее внук не выдерживает давления и начинает рыдать на собственной подставной свадьбе — его поступок оправдывают тем, что он просто очень рад жениться.
Очевидно, про такие фильмы легко сказать, что они заставляют вспомнить о живых родственниках, из-за здоровья которых переживаешь, и о мертвых, с которыми не получилось достойно попрощаться. Но сила «Прощания» не в том, что оно нравоучительно твердит «помни о родственниках», — фильм просто искренне рассказывает историю одной девушки и ее семьи, которые объединились и сплотились во время кризиса. Без прикрас и лишнего драматизма, эмоционально, но нисколько не сентиментально герои говорят о горе, депрессии, сожалении и сострадании, смеются над глупыми шутками на кладбище и переживают за здоровье бабушки. Никаких итогов и выводов — их каждый зритель сделает сам.