Родня собирается на похоронах, чтобы поругаться, помириться и почтить память усопшего.
«Соболезную вашей утрате» — эту фразу Рэймонд и Рэй (Юэн МакГрегор и Итан Хоук) услышат десятки раз в течение суток. Сводные братья отправились в дорожное путешествие, чтобы проводить в последний путь отца, с которым ни тот ни другой не общались много лет. Теперь дело за старыми обидами, бюрократией и чудной последней волей усопшего: могилу сыновья должны выкопать самостоятельно. Странный ритуал, как и любой труд, сближает и облагораживает: соболезнующих становится больше, истории звучат пронзительнее, а горечь утраты — искреннее. Но не совсем.
Фильмы — семейные сборища можно выделить если не в отдельный жанр, то в некую кинематографическую общность. Некоторые, вроде «Августа», одно застолье превращают в эпохальную драму поколений. Другие, как «Черный дрозд», становятся бенефисом артистов и горестной балладой прощания. «Рэймонд и Рэй» выбирает облегченную и будто бы ненавязчивую интонацию лирической комедии прощения и искупления. У братьев нет практически ничего общего, кроме жгучей ненависти к отцу: пока лоботряс Рэй иронично заключает, что старику уже все равно, педантичный Рэймонд руководствуется чувством долга — последняя воля есть последняя воля.
События двух дней разворачиваются по закономерному (и предсказуемому) сценарию: появляются новые люди из окружения покойного папаши, как один твердящие, какой изумительной и неповторимой личности лишился мир. Рэймонд и Рэй дают волю гневу и накопившимся обидам, рисуя в противовес скорбящим портрет самодовольного мерзавца и чудовищного воспитателя. Каким человеком был усопший, остается лишь гадать, ясно одно — запомнили его по-разному.
У «Рэймонда и Рэя» были все шансы стать исцеляющей психотерапевтической комедией о том, что отцов не выбирают. Сумасшедше талантливые артисты создают крайне гармоничный мезальянс противоположностей: застегнутый на все пуговицы Рэймонд не привык соглашаться с балагуром Рэем. Мужчины то по детской привычке подкалывают друг друга, то сетуют на неудавшуюся жизнь, то норовят подраться. К сожалению, динамика взаимоотношений чаще всего выглядит искусственной из-за блекло написанного сценария. Шутки, которые вроде бы должны работать, повисают неловкостью в воздухе, настроение в кадре меняется без причин, а страшные семейные тайны из прошлого вызывают скорее не удивление, а зевоту.
Написал сценарий и срежиссировал фильм Родриго Гарсия — поразительно средний автор. Его фильмы никогда не хочется откровенно ругать (в том числе и «Рэймонда и Рэя»), но после просмотра все время остается ощущение незаконченного ужина и общей недосказанности. Но и откровенно посредственными его работы не назовешь: посреди не самых изобретательных диалогов вдруг появится неподдельная жизнь — как в последней беседе братьев. Момент, возглас, искренняя улыбка — на мгновение экран озаряется подлинной родственной магией общения, а потом опять затухает.
За витальность в картине отвечает Марибель Верду — потрясающе сильная актриса, которую публика помнит по «Лабиринту Фавна» и трагической комедии «И твою маму тоже» Альфонсо Куарона (он выступил продюсером ленты Гарсия). И, пожалуй, ради ее возвращения на радары, да и в целом актерского ансамбля картину все же стоит посмотреть при случае. Однако «Рэймонд и Рэй» остается проходным контентом стриминга (фильм вышел на AppleTV+): быстро скроенная мелодрама, которая призвана заполнить полтора часа между ужином и сном.