Что посмотреть
Цыгане. Улица Шекспира Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUBKN8Sf
Рецензии

Рецензия на фильм «Роднина» — биографическую ленту о легендарной фигуристке

Максимальный заряд патриотической гордости.

Добавить в закладки

Трейлер

Смена курса производства блокбастеров отечественного кинопрома окончательно оформилась уже лет пять как: спортивные байопики вроде «Легенды № 17» и «Движения вверх» остались приметой десятых годов, а в 2020-х афиши кинотеатров заполонили сказки — от «Бременских музыкантов» и «Волшебника Изумрудного города» до «Царевны-лягушки», стартующей на этой неделе. Особенная любовь к фигурному катанию позволила удержаться виду спорта на больших экранах благодаря франшизе «Лед», которая, конечно, больше говорит о любви, чем о чемпионатах, но все же не лишает зрителей красивых хореографических прокатов по глади Байкала. И вот в преддверии 8 Марта на экраны выходит помпезная драма о легендарной спортсменке, которая не знала поражений. И что же зрители могут узнать об Ирине Родниной из новой картины?

Девочка (Александра Бикеева) с детства не могла жить без коньков и едва ли была готова усидеть на месте даже с температурой. Темперамент, терпение и трепет перед призванием привели повзрослевшую Ирину (Владислава Самохина) на каток ЦСКА к партнеру Буланову (Федор Федотов) и тренеру Жукову (Евгений Ткачук). Впереди соревнования и олимпиады, а пока надо найти общий язык и темп на льду — пускай приходится тренировать поддержки на жгучем морозе в попытках достичь совершенства под вдохновляющую ругань наставника.

Владислава Самохина в роли Ирины Родниной на кадре из фильма «Роднина»

Владислава Самохина в роли Ирины Родниной на кадре из фильма «Роднина»

В основу сценария легли мемуары Ирины Родниной «Слеза чемпионки», спортсменка и сама следила за творческим процессом. Над адаптацией прозы работал женский авторский состав (что само по себе редкость): Светлана Мигунова-Дали, Анна Озар и Анна Трефц. Впрочем, в режиссерском кресле оказался все же мужчина-постановщик, притом из мира сериалов, Константин СтатскийТроцкий», «Полярный»). На стыке разных оптик, реальной истории и множества художественных допущений родилось вроде бы прозрачное кино, которое транслирует ровно то, что закладывается, и не нуждается ни в анализе, ни в критических замечаниях. 

Владислава Самохина в роли Ирины Родниной на кадре из фильма «Роднина»

Владислава Самохина в роли Ирины Родниной на кадре из фильма «Роднина»

Парадный бюджет позволил CGI-снегу выглядеть пушистым и нежным, а художнику-постановщику (Дарья Уфимцева) и художнику по костюмам (Екатерина Арефьева) не экономить на нарядах, свете софитов арен и советском антураже будто с новогодней открытки. Посыл не маскируется: не раз спортсмены из СССР оказывались в опале Штатов и Европы по политическим причинам, но никогда не теряли дух, даже когда трибуны, словно бумажные гирлянды, украшали броские плакаты с призывами к русским вернуться домой (из Чехословакии или Афганистана). Любое давление с внешней стороны на Роднину чертит линию, разделяя окружающих на однозначно плохих или бескомпромиссно хороших, причем не только по геополитическому признаку. В целом складывается ощущение, что рядом с Родниной были в основном враги и недоброжелатели, несмотря на общесоюзную любовь. Нестабильный партнер Буланов с экспрессивной маменькой, топчущей лед каблуками (Мария Миронова), другие спортсмены сборной — между прочим, тоже советские граждане (Даниил Воробьев), которые крамольно сомневаются в потенциале «Калинки-малинки», что уж говорить об американских фигуристах или европейских болельщиках, карикатурно взирающих на фигуристов с осуждением. Самой противоречивой фигурой в становлении спортсменки стал тренер, но вместе со сменой фамилии с Жука на Жукова ушел и потенциал для острой драматургии и вдумчивых рассуждений о деспотизме в рабочем процессе. Евгений Ткачук с азартом и куражом сыграл строгого покровителя, чьи методы лишь укрепляли характер, но не ломали личность, — персонажа архетипического, но мало похожего на прототипа.

Евгений Ткачук в роли Жукова на кадре из фильма «Роднина»

Евгений Ткачук в роли Жукова на кадре из фильма «Роднина»

По большому счету на том, что «Роднина» — стандартный, пышно снятый байопик, выполняющий программу патриотического воспитания молодежи, обсуждение можно закрывать и отправляться следить за голосованием рублем. Выберут зрители новую инъекцию эскапизма «Царевны-лягушки» или же отправятся за пилюлей гордости за нацию на спортивную драму? Но самое любопытное прослеживается именно там, где выхолощенные манифесты уступают личному. Разумеется, Роднина, несмотря на кризис, связанный со здоровьем, показана не меньше чем суперженщиной: никаких сомнений и лишних разговоров. Артистка Самохина — единственная, кто не дает картине рассыпаться на плакатные лозунги, ее осмысленность и умение держаться так или иначе трогают, когда начинаешь вчитываться в противоречивые сигналы.

Без сомнения, Роднина — тот самый образец для подражания, то, какой видят идеальную женщину или, если угодно, гражданку. Внутренняя политика изо всех сил держит курс на семейные ценности, но Роднина, будучи кормящей матерью, вынуждена обмотать грудь бинтами и выйти на лед, чтобы готовиться к третьей в своей жизни Олимпиаде. Второго партнера и супруга фигуристки Александра Зайцева (Иван Колесников) показывают обаятельным, но довольно безвольным спутником, который дозированно выдает поддержку по запросу, но едва ли готов разделить родительство в тех же пропорциях, что и выступления на льду. Даже тренер в романтизированном прочтении отцовской направляющей фигуры то вроде как влюблен в подопечную (намеки можно считать на усмотрение зрителя), то лишний раз говорит о несовершенстве тела молодой женщины. Женщины уязвимой и изначально неуверенной в своей внешности. Именно в редких вкраплениях здравого смысла между залпами спортивной удали проглядывает женский взгляд на цену победы: чтобы Родина тобой гордилась, ты должна уметь абсолютно все, лучше всех и каждый день. И ни на йоту меньше.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?