![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Сентиментальная фантазия об авторе «Маленького принца».
Что такое «Маленький принц»? Одна из самых вдохновляющих книг, говорящих с читателями любого возраста на простом и понятном языке. Ее вспоминают и цитируют, ее любят, по ней строят жизнь. Вот и режиссёр фильма «Сент-Экзюпери» Пабло Агеро решил рассказать про создателя вдохновившей его когда-то повести.
В 1930 году Антуан де Сент-Экзюпери (Луи Гаррель) и Анри Гийоме (Венсан Кассель) работают в Аргентине в «Аэропосталь» — компании, доставляющей французскую почту самолетами. В попытке улучшить показатели и сохранить работу друзья разрабатывают маршрут через Анды, чтобы не терять время. Первым в полет отправляется Анри и пропадает. Чтобы спасти приятеля, Антуан летит на его поиски.
Один из самых напряженных эпизодов в жизни Сент-Экзюпери разыгрывают звезды мирового масштаба — Луи Гаррель, Венсан Кассель и Дайан Крюгер. В основе сюжета — вдохновляющая история о дружбе, а бюджета достаточно для съемок в суровых условиях на натуре. Многообещающая задумка терпит крушение (как ни парадоксально!) из-за чрезмерной любви режиссера Пабло Агера к «Маленькому принцу».
Французская картина начинается с пролета двух самолетов над океаном. Мы узнаем, что в одном из них сидит будущий писатель, а в другом — его друг Анри Гийоме. Внезапно самолет Сент-Экса (так приятеля называет Гийоме) терпит крушение, и его коллега спешит на помощь. Несмотря на позитивный исход и спасение и человека, и ценного груза, компания недовольна — доставка писем авиаперелетами слишком медленная, ведь летчикам приходится облетать Анды.
Перебирая самые разные варианты спасения компании и рабочих мест, интеллектуал Сент-Экзюпери озаряется идеей, как перелетать прямо через Анды, сократив время в пути до точки назначения. Исследовать маршрут Анри отправляется один и спустя несколько часов пропадает. Слоган «Почта важнее жизни» компании «Авиапосталь» не мешает будущему писателю полететь на поиски друга. Антуан расспрашивает по пути всех, кто когда-либо встречал Анри и становился героем его историй, — пастуха, одинокую девочку, посетителей шумного местного бара.
В «Сент-Экзюпери» ни разу не упоминается название сказки. Но буквально каждый кадр намекает на «Маленького принца» — остров в форме шляпы, забегающий в кадр лис, развевающийся на ветру шарф пилота, мальчик с барашком и бесконечные виды пустынь и пейзажи, подобные тем, что представляешь, когда читаешь обо всех планетах, которые облетел маленький принц. И первые такие отсылки даже кажутся милыми и греют сердце фанатов произведения. Но после очередной сцены напускное напоминание о произведении, что прославило автора, начинает приедаться.
Пабло Агеро буквально пропихивает оммажи зрителям. Детали не смотрятся в сюжете органично — они похожи на яркие наклейки в дневнике первоклассника. Вот на первый план забежал лис и тут же выбежал. А здесь мы видим мальчика с умершим барашком, который выглядит как чучело. Убери эти вставки, и фильм ничего не потеряет, и даже, вероятно, приобретет.
Безграничная любовь режиссера к тексту Сент-Экзюпери должна была сыграть на пользу околоавтобиографической картине: мы много раз видели, как персонажи и их авторы встречались в одном измерении (допустим, в «Мастере и Маргарите»). Но создается впечатление, что восторг и одержимость автором и книгой затмили художественную составляющую самого фильма. Каждый элемент в картине кажется излишним, и энтузиазм в почтении хочется немного ослабить, чтобы не ослепнуть.
Даже сама картинка будто преувеличенно сказочная: съемки на натуре в Андах и Патагонии в мороз теряются за ощущением искусственности. То, чего автор добивался с таким трудом, скорее мешает ленте. Перекрученные фильтры и то самое ощущение акварельных картин создают эффект постановочности — будто все сцены сняты в павильоне на хромакее.
Драматургия, к сожалению, не уравновешивает утрированную картину. Там, где у Сент-Экзюпери просто о сложном, у Пабло Агеро получается сложно о простом в попытке подражать книге. В итоге фильм выглядит максималистским дебютом (хотя это не первая работа автора), где прямолинейный сюжет перегружен множеством дополнительных аллюзий. Потенциально чудесная история со всеми козырями на руках оказывается, к сожалению, невзрачной поделкой. Пытаясь не упомянуть ключевую книгу, авторы «Сент-Экзюпери» умудряются утомить количеством отсылок к ней же. И за всем этим теряется основной сюжет о силе дружбы и нестандартного взгляда на вещи, который позволяет преодолевать жизненные ограничения. Невольно представляешь, какая сильная и вдохновляющая история могла бы развернуться, если бы ее создатели умели нажимать на тормоза и быть лаконичными в повествовании.